Новости

В США вышла книга фотографий 180 синагог Нью-Йорка

16 октября 2017, 18:00 культура
Поделиться

Посидеть на полированной деревянной скамье в верхнем молельном зале синагоги Элдридж-стрит – это занять место рядом с историей. Построенная в 1887 году синагога, которая теперь служит музеем, является одной из 180 синагог, представленных в новой книге Майкла Вайнштейна «”Хай” десять раз: 180 ортодоксальных синагог Нью-Йорка». В свою фотографическую оду еврейской истории Нью-Йорка Вайнштейн включил 100 ортодоксальных синагог в Бруклине, 35 на Манхэттене, 35 в Квинсе, пять в Бронксе и пять в Статен-Айленде.

«Для себя лично я хотел внести свой вклад в историческую хронику. Во время Холокоста сотни синагог были сожжены в Европе. Мы не знаем, как они выглядели, – сказал он, сидя на полированной деревянной скамье в верхнем молельном зале. – Это способ сохранить эту историю. Некоторые из этих синагог висят на волоске и могут быть уничтожены через 20 или 30 лет. Для людей важно знать, для их детей, внуков и правнуков, какие усилия прилагались к созданию чего-то такого прекрасного».

С ее мраморным полом, люстрами в форме цветов и расписными синими стенами, украшенными звездами, синагога Элдридж, безусловно, красива. Будучи недавно восстановленной по проекту 1917 году, он рассказывает историю иммиграции и перемен.

«Это было место молитв для людей, спасающихся от антисемитизма, погромов и, возможно, экономических трудностей. Они приходили в хорошо освещенное, красивое пространство. Возможно, они жили в многоквартирном доме. Возможно, они работали с утра до вечера в магазине или толкали тележку через переполненные улицы. Это пространство действительно является памятником тому времени. Мы окружены общинами, которые испытывают то же самое», – сказала Кортни Бирн-Митчелл, которая встречает посетителей музея.

Достаточно просто посмотреть на улицу. Сто лет назад вывески на витринах были на идиш. Многие из них сейчас на китайском языке. Там где раньше тележки протискивались сквозь переполненный улицы, грузовики движутся мимо двух рядов припаркованных автомобилей. Как и весь Нью-Йорк, это район постоянных перемен.

Об этих слоях истории и трансформации говорит Вайнштейн. В 2015 году 53-летний финансовый аналитик и фотограф-любитель начал волонтерскую работу с дружеских посещений выживших в Холокосте. Его визиты нашли отголоски в истории его семьи и вывели его за пределы Бруклина, где он жил, в Квинс, где он родился и где жили его родители и прабабушка по матери. Он снова оказался на Верхнем Вест-Сайде на Манхэттене, где он жил после колледжа, а также в Нижнем Ист-Сайде, где дедушки и бабушки по отцовской линии жили после эмиграции из черты оседлости в России. Он часто останавливался, чтобы разглядеть местные синагоги, каждая из которых была уникальной. В книге представлены синагоги, построенные сирийскими, бухарскими, русскими и немецкими евреями. Он начал фотографировать их на свой мобильный телефон. Когда у него было более 60 изображений, он начал задаваться вопросом, должен ли он делать книгу.

Тогда он уточнил в Google число синагог в Нью-Йорке. Выяснилось, что в городе существовуют сотни синагог. Слишком много для книги, сказал он. Поэтому он решил сосредоточиться на ортодоксальных синагогах и посетить 180 – или 10 раз «хай» (гематрия числа 18, означающего слово «жизнь»). Он не был уверен, сколько фотографий нужно включить в книгу, пока он не посетил синагогу Линкольн-Парк недалеко от Линкольн-центра. Узнав, что в синагоге ровно 613 лампочек он решил, что в его книге будет 613 фотографий – по одной для каждой из 613 заповедей. Проект занял три года. Фотографии с сотового телефона не очень хорошо походят для книжных иллюстраций. Ему три или четыре раза приходилось возвращаться в синагоги.

Он писал письма, разъясняющие сотрудникам синагог специфику его проекта. Хотя почти в каждой синагоге ему были рады, Вайнштейн считает, что это было бы не так, если бы он был женщиной. Некоторые из синагог, которые он фотографировал, особенно в некоторых хасидских общинах, запрещают женщинам находиться в основном зале. Это побудило его фотографировать с женского балкона. «Я хотел, чтобы люди получили представление о том, что это такое. Я попытался дать в книге разные взгляды. Чем больше мы понимаем разные перспективы, тем лучше мы сами», – сказал он.

И именно поэтому Вайнштейн посвятил свою книгу не только жертвам Холокоста, которых он посетил, но и религиозной свободе. «Я путешествовал по более чем 60 различным районам пяти частях города, и я стал более осведомленным о различных религиозных институтах, которые существуют в Нью-Йорке. Я ходил по церквям – епископальным, баптистским, лютеранским, протестантским и римско-католическим, если назватьи это я назвал только некоторые из них. Я также знаю о других церквях и общественных центрах, таких местах, как греческие православные церкви, китайские, японские, корейские церкви, мечети, даже польские и русские православные церкви», – сказал Вайнштейн. «Это подтвердило мою веру в то, что по большей части Нью-Йорк больше похож на «нарезанный салат», чем на «плавильный котел», и люди здесь самоутверждаются или просто проходят через самый разнообразный город в мире», – сказал он.

Times of Israel

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции