Новости

“Яд Вашем” включил в экспозицию молитвенник, написанный одной из жертв Холокоста

29 сентября 2017, 15:41 Йом Кипур
Поделиться

В преддверии Дня Искупления, центр памяти жертв Холокоста “Яд Вашем” в Израиле дополнил свою экспозицию страницами мимеографической копии махзора – молитвенника на Йом Кипур, написанного от руки узником лагеря для интернированных Сен-Сиприен во Франции в 1940 году. Две страницы молитвенника из онлайн-выставки музея “Яд Вашем” были подарены в 1973 году Мартином Фридманом, сыном Людвига Фридмана – участником группы евреев, молившихся в лагере.

Фридман бежал в Бельгию из Германии незадолго до начала Второй мировой войны. В мае 1940 года, когда немцы вторглись в Бельгию, бельгийские власти объединили немецких и австрийских граждан, большинство из которых были евреями, и депортировали их на юг Франции в поезде, на котором стояла маркировка, обозначающая,что его пассажиры являются «пятой колонной» – внутренними врагами.

Десятилетия исследований выявили гораздо больше подробностей об обстоятельствах и людях, связанных с молитвенником, сказала Jerusalem Post 28 сентября Сара Шор, менеджер коллекции артефактов музея Яд Вашем. «Вся информация, которая у нас была, заключалась в том, что его отец [Людвиг Фридман] был беженцем из Германии, которого отправили в лагерь для интернированных во Франции, и что он [молитвенник] был написан для Рош а-Шана и Йом Кипура в конце от 1940 года», – сказала Шор, которая возглавила исследования музея. «Но пока мы оцифровывали сборник, мы сравнивали его с другими артефактами, и я заметила сходство между ним и Пасхальной Аггадой. У них был одинаковый формат», – объяснила Шор.

В собрании артефактов хранилась мимеографическая копия Аггады, на внутренней стороне обложки которой был изображен рабби Лео Ансбахер во время Изкора в последний день Песаха. Почерк, которым написан сен-сиприенский молитвенник на Йом Кипур идентичен почерку Аггады, написанной Луисом Цукерманом.

В свидетельстве Ансбахера, немецкого беженца, депортированного из Бельгии в лагерь, рассказывается о том, как они изготовили Аггаду. Он также описывает молитвы, проведенные в лагере на Новый год:

«Там, на земле Сен-Сиприен был незабываемый Рош а-Шана (еврейский Новый год, 5701 год – 3 и 4 октября 1940 года). В это праздничное утро мы стояли под ясным небом, тысячи людей разделяли одну судьбу, общий хор голосов руководил общиной. В этот момент мы все молились так, как будто единый голос оединой души поднимался от тысячи сердец к Б-гу. Те, кто принимал участие, думали об этом и многом другом в то утро в октябре».

Сокращенный молитвенник на Йом Кипур содержит «Коль Нидрей» и основные части службы. «Французы управляли лагерем, и с французской еврейской общиной все еще было определенное сотрудничество … поэтому они какое-то время могли организовать там еврейскую жизнь, – сказала Шор. – Очевидно, что они упорно трудились, чтобы создать некоторую форму общественной жизни».

В тексте онлайн-выставки говорится: «Страницы молитвенника – осязаемое свидетельство того, что заключенные в лагере старались придерживаться своих традиций как средства найти утешение и духовную стойкость в ужасающих физических условиях жизни французских лагерей для интернированных».

В Суккот, 16 октября 1940 года, лагерь был закрыт, а заключенных отправили в лагерь Гур, где духовные лидеры евреев продолжали организовывать общественную и религиозную деятельность. Ансбахер и другие, связанные с ним, стали частью официального комитета CCA – Comité Central d’Assistance, который курировал заботу о больных, образовании, религиозной жизни и изучении Торы. В субботу и в праздники были общие молитвы, и часто раввин произносил утешительные проповеди. Среди активных членов ССА были Мордехай Ансбахер – брат раввина, д-р Пинхас Ротшильд и Луис Цукерман, знакомые до войны.

Арье Цукерман, сын Луиса Цукермана, ребенком переживший Холокост, перебрался в Израиль в конце 1950-х годов и сегодня живет в Иерусалиме. По словам Шор, один из правнуков Арье Цукермана и правнучка одного из братьев Ансбахер несколько лет назад сочетались браком.

Jerusalem Post

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции