Новости

Портрет Густава Климта из коллекции наследника Estée Lauder может быть продан более чем за $150 млн

13 ноября, 18:00 искусство
Поделиться

Редкий портрет кисти Густава Климта, принадлежавший покойному наследнику косметической империи Estée Lauder Леонарду А. Лаудеру, станет главным лотом предстоящего аукциона Sotheby’s. Полотно «Портрет Элизабет Ледерер» (1916–1917), почти два метра в высоту, оценивается более чем в $150 миллионов, что может побить предыдущий рекорд художника.

Картина, написанная незадолго до смерти Климта, изображает молодую венскую наследницу — дочь его богатейших покровителей. Художник изобразил её в прозрачном восточном халате на фоне орнаментов, вдохновлённых китайским искусством. Полотно долгие годы украшало дом Лаудера на Пятой авеню в Нью-Йорке и лишь изредка покидало его коллекцию — выставлялось в MoMA, в нью-йоркской Neue Galerie и в Национальной галерее Канады.

Вместе с портретом на торги выставлены ещё два пейзажа Климта — оба с видами озера Аттерзее, оцениваемые в $70–80 млн каждый. Общая стоимость лотов из коллекции Лаудера может превысить $400 миллионов.

Картина Ледерер имеет драматическую судьбу. После аншлюса Австрии в 1938 году собрание семьи Ледерер было конфисковано нацистами. Большинство полотен Климта погибло при пожаре в замке Иммендорф в конце войны. Но портрет Элизабет, не включённый в выставку из-за еврейского происхождения семьи, чудом уцелел.

Сама Элизабет Ледерер прожила трагическую жизнь. Потеряв семью и имущество, она умерла в Вене в возрасте 50 лет, незадолго до конца Второй мировой войны. По словам искусствоведа Эмили Браун, консультировавшей Лаудера почти сорок лет, художница «была невероятно печальной фигурой — и слава Богу, что этот портрет сохранился».

После войны картина вернулась брату Элизабет — Эриху Ледереру, другу Эгона Шиле. В 1983 году полотно приобрёл арт-дилер Серж Сабрский, а спустя два года продал его Леонарду Лаудеру, который стал одним из крупнейших коллекционеров Климта в США.

«Портрет Элизабет Ледерер» считается поздним шедевром Климта — художник отказался от строгих геометрических форм, свойственных его «золотому периоду», и обратился к более свободной живописи, вдохновлённой Востоком. Китайская «драконья» мантия на модели, по словам экспертов Sotheby’s, символизирует силу и независимость.

Когда картина поступила в коллекцию Лаудера, она носила название «Портрет баронессы Элизабет Бахофен-Эхт» — по фамилии её мужа, который впоследствии бросил её. По совету Эмили Браун коллекционер восстановил первоначальное имя: «Это был заказ семьи, а не супруга, и Элизабет тогда ещё не была замужем», — объяснила искусствовед.

Если прогнозы аукционистов сбудутся, новая продажа Климта может стать одной из самых дорогих в истории искусства, вновь подтвердив его статус главного символиста Венской сецессии и вечного хроникёра женской красоты и хрупкости.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции