Исследование: интимные поцелуи появились в древнем Израиле только после Вавилонского изгнания
Интимные поцелуи стали частью личной жизни древних израильтян лишь после Вавилонского изгнания в VI веке до н. э., вероятно, под влиянием вавилонской культуры. Об этом говорится в исследовании доцента Тринити-колледжа (Университет богословия, Австралия) доктора Рэйчел Гилмор, опубликованном в Journal of Biblical Literature.
Учёная проанализировала библейские тексты, разделив их на до- и послевоенные по отношению к разрушению Иерусалима в 586 г. до н. э. В книгах, датируемых до изгнания — таких, как Шмуэль и Млахим — встречаются лишь несексуальные поцелуи: между родственниками, союзниками или друзьями. В более поздних текстах, например в Шир ха-ширим, появляются однозначные описания страстных поцелуев между возлюбленными.
По словам Гилмор, в послевоенный период слово «поцелуй» стало ассоциироваться прежде всего с интимной близостью, и авторы позднейших книг сознательно избегали описаний дружеских или семейных поцелуев, чтобы их не истолковали неверно. Так, в Диврей ха-ямим, пересказывающей сюжеты Шмуэля и Млахим, нет ни одного упоминания о несексуальных поцелуях.
Одним из подтверждений того, что в более раннем обществе интимный поцелуй был неизвестен, исследовательница называет эпизод Берешит 29, где Яаков при первой встрече целует Рахель. В патриархальной культуре, строго ограничивавшей общение незамужних женщин с мужчинами, такой поступок мог быть допустим только в том случае, если поцелуй не воспринимался как сексуальный.
Источники свидетельствуют, что поцелуи «из уст в уста» на протяжении веков были распространены в Месопотамии — от шумеров до вавилонян. Гилмор заключает, что именно контакт с вавилонской культурой во время и после изгнания привёл к появлению этой формы проявления чувств в Израиле, что показывает: влияние чужеземного владычества затрагивало даже самые интимные стороны повседневной жизни.
