Новости

Новый центр для коллекций «Яд Вашема»: хранилище затерянной еврейской цивилизации

23 сентября, 19:00 История, Холокост
Поделиться

В израильском мемориале и музее Холокоста количество экспонатов, перенесенных в новый центр для коллекций, ошеломляет, включая 540000 фотографий, сделанных во время Шоа, пишет «Haaretz».

Но посетители также смогут увидеть фрагменты еврейской жизни до катастрофы. Две катушки 8-миллиметровой пленки были склеены, из них вытекала кислота, и никто в «Яд Вашеме» не мог понять, что это. Поэтому опытный реставратор видео- и аудиоартефактов Реут Илан Шафик решила взглянуть на эти пленки.

«Меня попросили попытаться что-то из этого извлечь», – говорит Илан Шафик, проводя экскурсию по новым реставрационным лабораториям музея. Они расположены в новом здании коллекций, строительство которого обошлось примерно в 100 миллионов шекелей (26,4 миллиона долларов). После кропотливой работы Илан Шафик смогла извлечь ряд изображений — снимки пары, сидящей на скамейке в Вене, фотографии города и фрагменты поездки в Австрию. Все фотографии были сделаны в 1930-х годах. На некоторых кадрах мужчина и женщина целуются. «Мне удалось извлечь всего несколько кадров, на которых, судя по зданиям, мостам и гондоле, запечатлен другой австрийский город — Хубен», — говорит Илан Шафик.

Пара в фильме — Ганс Эрих и Карла Лебель, оба родились в Вене в начале 20 века. Семья Ганса родом из Модлинга недалеко от Вены, а отец Карлы родился в Салониках в Греции. Он был стоматологом, а у нее была докторская степень в области права. После аншлюса, в ходе которого нацистская Германия в 1938 году аннексировала Австрию, пара получила визу в Британскую подмандатную Палестину. Они покинули Австрию в следующем году. Некоторые из их родственников, оставшиеся в живых, были убиты во время Холокоста.

Фильм, подаренный «Яд Вашему» 15 лет назад потомками пары, является одним из сокровищ, которые заполняют архивы в новом здании коллекций. Это сокровище, которое, возможно, не первое, что приходит вам на ум, когда вы думаете о «Яд Вашеме». Это не фотографии Холокоста, это часть летописи утраченной еврейской цивилизации в Европе. В течение многих лет коллекции «Яд Вашема» были разбросаны по нескольким местам в учреждении, в основном в музейном крыле и реставрационных лабораториях. Десять лет назад «Яд Вашем» решил собрать их под одной крышей. В 2017 году учреждение объявило тендер на проектирование нового здания. Победителем конкурса, построившим новый Центр семейных коллекций Дэвида и Фелы Шапелл, стала фирма «Skorka Architects» во главе с Роем Секером и Иддо Замиром. Другие заметные проекты этой компании включают здание Арази-Офер в Университете Райхмана в Герцлии и новое здание для валютного и информационно-технологического отделов Банка Израиля.

Объем переданных в новое здание коллекций материалов ошеломляет: 227 миллионов страниц показаний, 135000 записанных аудиосвидетельств выживших в Холокосте, 540000 фотографий, сделанных во время Холокоста, 33000 предметов и 14000 произведений искусства. Глава отдела коллекций Яэль Пелег говорит, что эти цифры постоянно растут. «Каждый год мы получаем еще 3 миллиона предметов, потому что мы не только собираем предметы из Израиля, но и проводим спасательные операции», — заявила она. «Большие части коллекции доступны для публики, но некоторые — нет. Мы всегда думаем о том, сколько направлено внутрь, а сколько наружу. Прежде всего, это здание спроектировано для сотрудников, но оно также разными способами общается с внешним миром». Один из способов — работа видеохудожника Рана Славина, которая демонстрируется в вестибюле здания — месте, которое будет открыто для посетителей, в отличие от лабораторий по реставрации и хранилищ. 44-минутная работа состоит из 122499 фрагментов видео, которые с огромной скоростью отображаются на экране высотой 8 метров и шириной 2 метра. На изображениях показано все: от отрывков исчезнувшей еврейской жизни до таких предметов, как рукописные заметки в рваном блокноте, игра «Монополия», нарисованная цветным карандашом на картоне, проиллюстрированные вручную игральные карты и 8-миллиметровые домашние фильмы. Также можно увидеть такие вещи, как значки и черепа СС, а также этикетку от баллончика с газом «Циклон Б», который использовался для убийства евреев во время Холокоста. Работа также содержит знакомые фотографии, включая такую как «Последний еврей в Виннице», сделанную в 1941 или 1942 году недалеко от этого украинского города. На фотографии изображен еврей, стоящий на коленях на краю братской могилы, заполненной трупами евреев, а член айнзацгруппы направляет пистолет ему в голову. За этим наблюдают нацисты из СС и Имперской службы труда.

В ходе годичной работы Славина над проектом он просмотрел сотни тысяч фрагментов видеоматериала. «Приносите все», — говорил он «Яд Вашему». «Вы можете легко потеряться в огромном количестве материала, который я запросил, как из-за красоты некоторых предметов, так и из-за того, что каждый файл — это целый мир сам по себе. Качество сохранности феноменальное. Каждый предмет сам по себе мог бы стать темой целой работы». Он говорит, что смог «рассказать много историй одновременно. Я хотел не только представить оригинальные материалы публике, но и поработать с материалами и создать новую симфонию, которая говорит о перегрузке многоканальных медиа, которую мы имеем сегодня».

Отвечая на вопрос, почему он решил создать бесконечную мозаику, в которой зрители не всегда могут быть уверены, выжили или погибли люди, которых они видят, Славин заявил: «Мне было трудно выбрать, на чем задержаться, учитывая количество материала, от которого замирает сердце. Я чувствовал, что есть много вещей, которые я не мог пропустить. Эти вещи обычно не доступны для просмотра публикой. Они хранятся глубоко в архиве». Славин также написал фоновую музыку фильма, которая включает электронные и акустические звуки, идеально подходящие для эмоционального, рефлексивного и медитативного опыта, или, как говорит Славин, «звуковых ландшафтов открытых пространств и спокойствия».

Главное решение архитектора Скорки состояло в том, чтобы избежать конструкции, которая бы возвышалась над линией хребта над «Яд Вашемом». Например, он и его коллеги решили отказаться от 20-метровой кубической конструкции, хотя это облегчило бы планирование и строительство. Вместо этого они вырыли котлован для большинства функций здания — реставрационных лабораторий и складских помещений. Над землей находятся только выставочные галереи и вход. По его мнению, центр коллекций не выше, чем близлежащий Охель Изкор, мемориальное здание, содержащее названия 22 концентрационных лагерей, где во время Холокоста убивали евреев. В здании Скорки основными строительными материалами являются бетон, стекло и сталь. Одним из основных элементов является пустота – квадратный внутренний двор, окруженный реставрационными лабораториями. В центре находится единственное произведение искусства – «Последняя» скульптора Эли Илана. Эта бронзовая работа, созданная в 1982 году, была его последней скульптурой. Двор соответствует площади Надежды неподалеку, рядом с Музеем искусства Холокоста. Секер, один из двух руководителей проекта, говорит, что хотел, чтобы интерьер здания рассказывал историю. «Я придерживаюсь минималистского японского подхода делать меньше и использовать меньше материалов, чтобы создать тишину для сотрудников», – заявил он. Вы проходите через входное здание, чтобы попасть в стеклянный вестибюль площадью 80 квадратных метров, где выставлены работы Славина. Оттуда можно спустится в реставрационные лаборатории – в дополнение к видеолаборатории есть также лаборатории для бумаги, текстиля, различных предметов и искусства. В лаборатории для бумаги работает опытный реставратор Юваль Ситон. Он только что закончил расправлять открытку, отправленную в подмандатную Палестину из Германии, с почтовым штемпелем нацистской эпохи. Его стол завален различными инструментами; он выглядит почти как операционная.

Экскурсия по «Яд Вашему» завершается в небольшом помещении с деревянным столом, местами для сидения и окном. Оно находится на уровне входа за вестибюлем. Секер называет это место «комнатой для передачи сломанных предметов». Несмотря на колоссальную коллекцию «Яд Вашем», в учреждении никогда не было места для пожертвований предметов. «Это потомки жертв Холокоста — на самом деле все мы — люди, которые приходят, чтобы пожертвовать предмет. И мы решили создать для них место», — отметил Секер. «На протяжении многих лет процесс передачи предметов в «Яд Вашем основывался на репутации этого места как хранилища и архива для еврейского народа. В этом здании мы создаем хореографию передачи предметов».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции