Еще одна изъятая нацистами работа Шиле возвращена наследникам ее первоначального владельца
26 июля, в третий раз с сентября, Тимоти Рейф оказался в офисе окружного прокурора Нью-Йорка, чтобы принять модернистскую картину, изъятую нацистами у его семьи, пишет журналистка JTA Джеки Хайденберг.
Вместе с ним в кабинете был родственник другой семьи, пережившей нацистов, и которая — в необычном повороте истории — была владельцем этого произведения искусства. В отличие от музеев и коллекционеров, обе семьи 26 июля были рады увидеть, как рисунок вернулся к законным наследникам. «В один из самых мрачных моментов в истории мира все закончилось», — заметил Рейф JTA после передачи. «Есть моральный центр тяжести, есть этическое чувство, есть религиозное чувство, и есть щедрость, исходящая из чего-то, что было изначально злом. Поэтому то, что это произошло, невероятно».
Рейф и его родственники провели бесчисленное количество часов на протяжении десятилетий, борясь в суде за возвращение огромной коллекции произведений искусства, которая когда-то принадлежала их предку, венскому артисту кабаре-еврею Фрицу Грюнбауму. Недавно они добились успеха, изъяв 11 работ австрийского экспрессиониста Эгона Шиле из музеев и частных коллекций по всей стране. Рисунок Шиле, который находится в центре церемонии 26 июля — «Сидящая обнаженная женщина, вид спереди», — до недавнего времени висел в доме экономиста – еврея Густава Фрица Папанека, родившегося в Австрии в 1926 году и не знавшего, что рисунок был изъят. Извилистый путь, который он проделал от Грюнбаума через нацистов к Папанеку, а теперь обратно к потомкам Грюнбаума, отражает сложности, которые сохраняются в саге об изъятых нацистами произведениях искусства почти восемь десятилетий спустя после окончания Холокоста.
«Мы считаем, что вернуть рисунок — это правильное решение», — говорится в заявлении семьи Папанека. «Нам повезло, что наша семья… смогла наслаждаться просмотром этого произведения искусства ежедневно. Опыт двух семей служит еще одним напоминанием о зле и жестокости нацистского режима».
Считается, что рисунок изображал жену Шиле Эдит и был завершен в 1918 году. Нацисты заклеймили работы Шиле, как и многих других еврейских и модернистских художников, как «дегенеративные» и противоречащие нацистской идеологии. В 1938 году режим конфисковал коллекцию произведений искусства Грюнбаума, включавшую около 400 работ, включая работы Шиле. Грюнбаум и его жена позже были убиты во время Холокоста. Личный арт-дилер Адольфа Гитлера имел право распродавать конфискованные «дегенеративные» произведения искусства, включая картины, принадлежавшие Грюнбауму. К 1956 году большая часть коллекции Грюнбаума находилась в швейцарском аукционном доме, владелец которого подделал документы о провенансе некоторых украденных работ и утверждал, что получил их законным путем. Затем они были проданы Отто Каллиру, еврею-арт-дилеру из Нью-Йорка, который торговал награбленными нацистами произведениями искусства.
Родители Папанека, оба известные психологи, бежали из Австрии во Францию, а затем в Соединенные Штаты, всегда оставаясь на шаг впереди наступающих нацистов, от которых они спасли сотни детей, управляя убежищем во Франции. Они купили «Сидящую обнаженную женщину» в 1961 году и передали ее Папанеку в 1969 году, думая, что она была куплена законно. Семья держала рисунок Шиле в своей гостиной в течение многих лет. Когда Папанек заболел и был прикован к постели, его жена Ханна перенесла рисунок в его спальню. Доказательства того, что рисунок был изъят, появились только в сентябре 2022 года, когда Папанек умер.
Рисунок прошел процесс оценки, в ходе которого были обнаружены доказательства поддельных документов о провенансе. Затем семья Папанек связалась с потомками Грюнбаума, включая Рейфа. «История, стоящая за изъятыми нацистами произведениями искусства, ужасна и трагична, и последствия до сих пор влияют на жертв и их семьи», — заявил окружной прокурор Манхэттена Элвин Брэгг, который работал над возвращением работ Шиле. «Вдохновляет то, что семьи Грюнбаум и Папанек объединились, чтобы поразмышлять над своей общей историей и сохранить наследие Фрица Грюнбаума». Брэгг добавил: «Я также хочу поблагодарить семью Папанек за их готовность полностью сотрудничать на протяжении всего расследования, а также адвокатов и аналитиков из нашего отдела по борьбе с торговлей древностями за их неустанную приверженность возвращению этих произведений искусства».
Рейф и его семья выставят рисунок на благотворительный аукцион через аукционный дом «Christie’s», а вырученные средства пойдут на поддержку молодых художников. Хотя он уже дважды присутствовал на подобных церемониях передачи, Рейф все равно с почтением смотрел на рисунок и с гордостью позировал для фотографий на его фоне вместе с сыном. Рейф и семья Папанек говорили о вреде, причиненном нацистами на протяжении поколений, и о том, как они были рады, что после стольких лет исправили эту несправедливость.