Новости

По мере того как война затягивается, жители Газы все охотнее выступают против ХАМАСа

17 июня, 10:00 ХАМАС
Поделиться

7 октября 2023 года, когда разворачивалось нападение ХАМАСа на Израиль, многие палестинцы вышли на улицы Газы, чтобы отпраздновать то, что они сравнивали с побегом из тюрьмы и считали внезапным унижением оккупанта, пишут журналисты «New York Times» Раджа Абдулрахим и Ийад Абухевейла. Но это был лишь временный стимул для ХАМАСа, чья поддержка среди жителей Газы в течение некоторого времени была низкой. И поскольку израильское нападение привело к обширным разрушениям и десяткам тысяч смертей, группировка и ее лидеры остаются в целом непопулярными в анклаве.

Все больше жителей Газы готовы выступить против ХАМАСа, даже с учетом риска возмездия. В интервью дюжины жителей Газы в последние месяцы заявили, что возлагают на ХАМАС ответственность за начало войны и помощь, приносящую им смерть и разрушения, хотя в первую очередь они обвиняют Израиль.

Житель Газы, 47-летний Раед аль-Келани, заявил, что ХАМАС всегда действует в своих интересах. «Это началось 7 октября, и он хочет положить этому конец на своих условиях», — заметил аль-Келани, который работал государственным служащим в бывшем правительстве Палестинской автономии в Газе, которым управляла фракция, конкурирующая с ХАМАСом до того, как ХАМАС захватил контроль над территорией в 2007 году. «Но время идет, и нет никакой надежды положить конец этому», — добавил он. Сейчас аль-Келани готовит еду и раздает продовольственную помощь в приютах для перемещенных жителей Газы. «ХАМАС все еще ищет свою долю власти», – заявил он. «ХАМАС не знает, как слезть с дерева, на которое он забрался».

Некоторые из жителей Газы, которые говорили с «New York Times», замечали, что ХАМАС знал, что начнет разрушительную войну с Израилем, которая приведет к значительным жертвам среди гражданского населения, но он не предоставил никакой еды, воды или убежища, чтобы помочь людям пережить ее. Лидеры ХАМАСа заявили, что хотят разжечь постоянную войну с Израилем на всех фронтах, чтобы возродить палестинское дело, и знали, что реакция Израиля будет масштабной. На протяжении всей войны прорывались намеки на инакомыслие, иногда даже тогда, когда жители Газы оплакивали своих близких, погибших в результате израильских атак. Другие ждали, пока они покинут анклав, чтобы осудить ХАМАС – и даже тогда временами не хотели, чтобы группировка пережила войну и продолжила управлять сектором Газа.

В марте известный фотожурналист из Газы Мутаз Азаиза спровоцировал бурю в социальных сетях, когда он косвенно раскритиковал ХАМАС после того, как покинул территорию. Он был одним из немногих молодых местных журналистов, получивших международную известность в начале войны благодаря документированию смертей и разрушений в социальных сетях. «Если смерть и голод их народа не имеют для них никакого значения, – написал он, очевидно, имея в виду ХАМАС, – им не нужно ничего менять для нас. Да будут прокляты все, кто торговал нашей кровью, сжигал наши сердца и дома и разрушал наши жизни».

Некоторые палестинцы набросились на него из-за комментариев, и Азаиза почувствовал себя вынужденным публично защищаться. Но внутри Газы многие согласились с тем, что он выразил чувства, которые сформировались в ходе войны.

Измерить общественное мнение в секторе Газа было сложно еще до начала войны. Во-первых, ХАМАС, который долгое время контролировал территорию, поддерживал культуру страха с помощью своей репрессивной системы управления и требовал возмездия против тех, кто критиковал его. Теперь опросы стали еще более трудными, поскольку большая часть из 2,2 миллиона жителей Газы неоднократно перемещалась из-за войны, постоянных перебоев в средствах связи и постоянных израильских военных наступлений. Тем не менее некоторые недавние опросы отражают слабую или неоднозначную поддержку ХАМАСа и его лидеров в секторе Газа.

В некоторых случаях противоречивые результаты подчеркивают сложности исследования населения в тумане войны. В марте в ходе опроса, проведенного базирующимся на Западном Берегу Институтом социального и экономического прогресса, жителям Газы был задан вопрос, как они относятся к лидерам ХАМАСа. Около трех четвертей выступили против Яхьи Синвара, лидера группировки в секторе Газа, и такая же доля выступила против Исмаила Хании, политического лидера движения в изгнании. «Когда вы осознаете, что через шесть или семь месяцев Газа полностью разрушена, ваша жизнь как жителя Газы полностью разрушена, именно отсюда приходят люди, которые не поддерживают Синвара или Ханию», — заявил основатель Института социального и экономического прогресса Обада Штае.

Другие опросы рисовали более неоднозначную картину. Опрос, проведенный Палестинским центром политических и исследовательских исследований в секторе Газа и опубликованный на прошлой неделе, показал, что поддержка лидеров ХАМАСа в Газе немного выше, и что доля тех, кто удовлетворен руководством ХАМАСа на территории, выросла с декабря. Но это также показало, что поддержка ХАМАС, продолжающего управлять территорией, несколько снизилась за последние три месяца.

Пресс-секретарь ХАМАСа Басем Наим заявил, что общественная поддержка ХАМАСа в секторе Газа составила не менее 50%. В их число входят члены ХАМАСа в секторе Газа, численность которых, по его словам, превышает 100000 человек, и их семьи. «Есть ли в Газе люди, которые обвиняют ХАМАС? Конечно», — заявил он «Times». «Мы не говорим, что 100% жителей Газы являются сторонниками ХАМАСа или довольны тем, что произошло», — добавил он. «В конце концов, — сказал он, — это естественная вещь в обществе, когда некоторые люди выступают за, а некоторые против. И мы приветствуем эту позицию».

Некоторые из почти дюжины жителей Газы, с которыми «Times» беседовала о ХАМАСе, говорят, что эта война длилась дольше, чем любой предыдущий конфликт между Израилем и вооруженной палестинской группировкой в ​​Газе, отчасти потому, что ХАМАС стремится не только выжить, но и сохранить власть. А если это произойдет, нет никакой гарантии, что будущие войны с Израилем не вернут жителей Газы обратно в те же страдания. ХАМАС заявляет, что не согласится ни на какое соглашение о прекращении огня с Израилем, которое приведет лишь к временному перемирию, опасаясь, что война возобновится после освобождения израильских заложников. Группировка заявляет, что хочет постоянного прекращения огня.

Наим рассказал, что если ХАМАС имел такую ​​низкую популярность в результате войны, то его следует оставить на усмотрение выборов, которые позволят палестинцам выбирать своих представителей. Но за последние десятилетия у палестинцев как в Газе, так и на Западном Берегу было мало возможностей выразить свой голос на демократических выборах. Эти две территории разделены географически, и хотя ХАМАС управляет сектором Газа более десяти лет, более умеренная Палестинская администрация управляет некоторыми частями Западного берега. Партия ФАТХ, соперник ХАМАСа, проиграла ХАМАСу выборы в законодательные органы в 2006 году. В следующем году боевики ХАМАСа разгромили силы ФАТХа в Газе и силой захватили контроль над территорией. Политическая пропасть между ХАМАСом и ФАТХом в значительной степени с тех пор препятствовала выборам.

В 2021 году палестинские парламентские выборы были отложены на неопределенный срок после того, как президент Палестинской автономии Махмуд Аббас из ФАТХа, выразил обеспокоенность по поводу возможных ограничений на голосование со стороны правительства Израиля. Однако в то время также высказывались предположения, что Аббас, возможно, отложил решение, потому что он беспокоился о том, что ФАТХ потеряет позиции. Наим обвинил в срыве прошедших палестинских выборов Израиль и Соединенные Штаты.

Одна жительница Газы, которая в последние месяцы бежала в Египет со своей семьей, рассказала, что регулярно слышит от друзей и родственников, что они не хотят, чтобы война закончилась до того, как ХАМАС потерпит поражение в Газе. Она заявила, что ХАМАС поставил свои цели выше благополучия палестинцев, которых они якобы защищают и представляют. «Они могли бы сдаться уже давно и спасти нас от всех этих страданий», — заметила женщина, попросившая не называть ее имени, опасаясь возможного возмездия, если ее критика будет обнародована. Даже палестинцам, которые более десяти лет раздражены железной хваткой ХАМАСа в секторе Газа, события 7 октября дали ощущение, по крайней мере, на начальном этапе, что это была битва за освобождение от израильской оккупации. Большая часть населения Газы — это либо беженцы, либо потомки беженцев, которые покинули свои дома на территории современного Израиля после того, как были изгнаны или вынуждены бежать во время войны, связанной с созданием израильского государства. Им никогда не разрешали вернуться.

Когда ХАМАС напал на Израиль, большинство жителей Газы поддержали эту «форму сопротивления», рассказал 26-летний адвокат из Газы, который также попросил не называть его имени. «Но мы не поддерживаем то, что они продолжают эту войну, хотя они не достигли ни одной из целей, которые они поставили перед собой», — заявил адвокат. «Это не сопротивление. Это безумие».

Заявленные ХАМАСом цели нападения касались в основном более широких устремлений палестинцев за пределами границ Газы. А некоторые жители территории уже давно считают, что во время каждого нового раунда войны между ХАМАСом и Израилем группировка стремится повысить свой авторитет и отстаивать более универсальные палестинские интересы за счет простых жителей Газы. Одной из целей ХАМАСа было освобождение палестинских заключенных, удерживаемых Израилем, некоторых из сектора Газа, а других с Западного берега и Восточного Иерусалима. Он также хотел помешать Израилю усилить контроль над мечетью Аль-Акса в Старом городе Иерусалима — одном из самых святых мест ислама — и остановить расширение еврейских поселений на оккупированном Западном Берегу. Несмотря на то, что ХАМАС пропагандировал эти цели вместо того, чтобы быстро положить конец войне, жители Газы говорили, что, по их мнению, другие палестинцы добивались своей свободы за их счет. «Я не хочу жертвовать своей жизнью, своим домом ради кого-либо», — заявил Амин Абед, житель Джабалии на севере Газы, во время освобождения одного из заключенных. «Кто вы такие, чтобы навязывать мне такую ​​жизнь? Почему мой дом исчез, потому что чье-то тюремное заключение закончится через четыре месяца? Какую пользу я получил?», – отметил он. По его словам, в то время как ХАМАС и даже израильские заложники находились в подземных туннелях, жители Газы находились над землей, не имея никакой защиты от бомб израильского и американского производства, сбрасываемых им на головы каждый день. Эту жалобу часто слышно от критиков ХАМАСа в секторе Газа. «Существует неконтролируемый гнев против ХАМАСа», – заметил он. «Он бросил палестинский народ на дно колодца».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции