Берлинский музей смог сохранить оспариваемую картину Киршнера благодаря соглашению с наследниками коллекционера-еврея
Важная картина Эрнста Людвига Кирхнера, проданная под принуждением коллекционером и арт-дилером – евреем Виктором Валлерштейном во время Второй мировой войны, может остаться в своем нынешнем доме, берлинском музее Брюке, после соглашения между музеем и наследниками Валлерштейна, пишет журналист «Artnet News» Брайан Беше.
В 1943 году музей приобрел на открытом рынке картину 1913 года «Эрих Хекель и Отто Мюллер, играющие в шахматы». Картина будет представлена вниманию посетителей в сентябре в рамках выставки «Биографии современного искусства: коллекционеры и их произведения искусства», которая составлена на основе исследования провенанса его коллекции и рассказывает о девяти коллекционерах – евреях.
«Для меня прозрачный и ответственный подход к исследованию провенаса произведений в нашей коллекции — одна из самых актуальных задач музейной работы», — заявила директор музея Лиза Марей Шмидт. «Несправедливость нацистских преследований и страдания, которые они причинили, являются для нас большим долгом. Поэтому я тем более рада, что было найдено честное и справедливое решение в отношении картины Киршнера «Эрих Хекель и Отто Мюллер, играющие в шахматы». Тот факт, что эта замечательная работа, являющаяся ярким событием берлинского творчества Киршнера, может остаться в музее Брюке, особенно ценен. В то же время для меня важно сохранить память о ее бывшем владельце, докторе Викторе Валлерштейне».
Картина находится в музее в соответствии с Вашингтонскими принципами, установленными в 1998 году и требующими выплаты наследникам компенсации. Средства на урегулирование, сумма которых держится в секрете, поступают от Департамента Сената по культуре и социальной сплоченности, Уполномоченного федерального правительства по культуре и средствам массовой информации, Культурного фонда федеральных земель и Фонда искусств Эрнста фон Сименса.
Вместе с коллегой – дилером Фрицем Гольдшмидтом Валлерштейн (1878–1944) в 1919 году основал в Берлине Галерею Гольдшмидта-Валлерштейна. В галерее были представлены художники из группы «Брюке», в которую входили Кирхнер, Хекель и Мюллер, а также Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф и Макс Пехштейн. Галерея закрылась в 1934 году в результате прихода к власти нацистов, а через два года партнеры ликвидировали бизнес. Валлерштейн бежал в Италию, забрав с собой картину Киршнера. Но из-за итальянских расовых законов он не мог работать, и примерно в 1940 году ему пришлось продать картину. В конечном итоге он был арестован СС и умер в больнице Флоренции в 1944 году.
На картине изображены его коллеги – художники, поглощенные игрой в шахматы, а партнерша художника Эрна Шиллинг лежит обнаженная на диване позади них. Музей считает картину особенно важной, поскольку всего год спустя группа «Брюке» распалась. Музей, созданный по инициативе Шмидта-Ротлуфа в 1964 году и построенный на пожертвование художника правительству, открылся в 1967 году в берлинском районе Далем.
«Я рад, что картина Эрнста Людвига Кирхнера «Эрих Хекель и Отто Мюллер играют в шахматы», имеющая национальное культурное значение, может остаться в Берлине», — заявил генеральный секретарь Культурного фонда федеральных земель Маркус Хильгерт. «Музей Брюке — идеальное место, чтобы показать произведение в его художественно-историческом, региональном и, прежде всего, провенансно-историческом контексте. Мне особенно приятно, что музей теперь чтит роль коллекционера Виктора Валлерштейна, образцовую для многих еврейских биографий».