Читая Тору

Два типа лидерства. Недельная глава «Беаалотха»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 17 июня 2024
Поделиться

В нашей недельной главе у Моше случается нервный срыв. Моше скатывается на дно отчаяния, как никогда за все годы руководства народом. Послушайте, что он говорит Б‑гу: «Зачем Ты сделал зло рабу Твоему? Чем я так неугоден Тебе, что Ты взвалил на меня бремя всего этого народа? Разве я зачал этот народ, разве я родил его? Почему же Ты велишь мне: “Неси его на груди, как воспитатель несет малое дитя?” <…> Я не могу один нести весь этот народ, для меня это слишком тяжелая [ноша]! Если так Ты поступаешь со мной, то — коль скоро я Тебе угоден! — лучше убей меня сразу, лишь бы мне не видеть моей беды» (Бемидбар, 11:11–15).

Но расстроился он, казалось бы, из‑за пустяка. Из‑за того типа поведения народа, который частенько наблюдался и раньше. Народ ропщет. Люди заявляют: «Мы помним рыбу, которую мы ели в Египте даром, огурцы и дыни, зелень, лук и чеснок. А теперь наша душа иссохла. У нас перед глазами нет ничего, кроме мана!» (Бемидбар, 11:4–6).

С подобными жалобами Моше уже сталкивался, и не раз. Несколько примеров, в том числе один почти неотличимый, есть в книге Шмот: «Лучше бы нам было умереть от руки Г‑спода в земле египетской, когда сидели мы у горшка с мясом и ели хлеб досыта! А вы привели нас в эту пустыню, чтобы уморить весь народ голодом!» (Шмот, 16:3).

Однако в предыдущих случаях в словах Моше не прорывалось такое отчаяние. Когда лидеры сталкиваются с повторяющейся проблемой, их это обычно закаляет. Они учатся принимать ответные меры, адаптироваться к ситуации. У них вырабатывается стойкость, толстокожесть в хорошем смысле. Они формулируют стратегии выживания.

Почему же здесь — да и не только, а и в других сценах в книге Бемидбар — Моше среагировал, кажется, совершенно иначе?

В последующих главах возникает ощущение, что Моше недостает той непоколебимой решимости, которую он проявлял в книге Шмот. Иногда, например, в эпизоде с разведчиками, выглядит так, что он ведет себя на удивление пассивно, самоустраняется, препоручая сопротивление другим. А иногда он вроде бы теряет контроль над собой и дает волю гневу: поведение, не подобающее лидеру. Что‑то изменилось, но что именно? Что довело его до нервного срыва, до выгорания, отчаяния?

Интереснейшая догадка содержится в новаторских работах профессора Рональда Хейфеца, сооснователя и директора Центра общественного лидерства при Школе государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди (Гарвардский университет) Ronald Heifetz. Leadership Without Easy Answers. Harvard University Press; Ronald Heifetz and Marty Linsky, Leadership on the Line, Harvard Business Press; Ronald Heifetz, Marty Linsky and Alexander Glashow, The Practice of Adaptive Leadership: Tools and Tactics for Changing Your Organization and the World, Harvard Business Press. — Примеч. авт. .

Хейфец подразделяет вызовы, с которыми мы сталкиваемся, на два типа: технические и адаптивные.

«Вызов технического типа»: у тебя есть проблема, а в руках другого человека — решение. Заболев, обращаешься к врачу, он ставит диагноз и прописывает таблетки. Просто следуй инструкции — и все наладится.

«Вызовы адаптивного типа» принципиально иные. Они возникают, когда проблема отчасти заложена в тебе самом. Заболев, обращаешься к врачу, а он говорит: «Я, конечно, могу дать вам таблетку, но по‑хорошему вам придется менять образ жизни. У вас избыточный вес, вы в плохой физической форме, недосыпаете, работа у вас чересчур нервная. Пока вы не измените образ жизни, таблетки не помогут».

Лидерство адаптивного типа требуется, когда мир меняется, старые обстоятельства уходят в прошлое и проверенные методы больше не срабатывают. Не надейтесь на способы уладить все в два счета: волшебные таблетки, несложные инструкции. Нам придется измениться. Лидер не может сделать это за нас.

Книги Шмот и Бемидбар принципиально различаются тем, что в Шмот Моше призван осуществлять техническое лидерство. Сыны Израиля порабощены? Б‑г посылает знамения и чудеса, десять казней, и сыны Израиля выходят на свободу. Необходимо спастись от колесниц фараона? Моше взмахивает посохом, и Б‑г заставляет море расступиться. Проголодались? Б‑г посылает ман с небес. Хочется пить? Б‑г извергает воду из скалы. Какая бы проблема ни появилась у людей, Моше, их лидер, находит решение вместе с Б‑гом. Людям не требуется хоть сколько‑нибудь утруждаться.

В книге Бемидбар задача ставится на новых условиях. Первый этап странствия сынов Израиля завершен. Они вышли из Египта, добрались до Синая и заключили завет с Б‑гом. Теперь они направляются в Землю обетованную. Отныне Моше уготована иная роль. Он должен осуществлять не техническое, а адаптивное лидерство. Он должен добиться, чтобы народ изменился, начал поступать ответственно, научился, продолжая доверять Б‑гу, помогать себе сам, а не рассчитывать, что Б‑г все сделает за него.

Песах. Эфраим Моше Лилиен. Иллюстрация к книге «Иудея». 1900

Моше все это понимает. Потому он и отчаивается, обнаружив, что народ не изменился ни капли. Люди продолжают жаловаться на питание, почти теми же словами, как жаловались, когда еще не было откровения на горе Синай, когда они еще не заключили завет с Б‑гом, когда еще не построили своими руками Святилище, осуществив первый совместный творческий проект.

Моше должен научить людей адаптироваться к новым обстоятельствам, но чует — как становится ясно, не беспочвенно, — что они неспособны отбросить свои привычные реакции: это наследие многолетнего рабства. Они пассивны, склонны зависеть от других. Утратили способность действовать по своей инициативе.

Как мы в итоге обнаружим, должно прийти новое поколение, рожденное на воле, чтобы выработалась сила духа, необходимая для самоуправления, предпосылка подлинной свободы.

Адаптивное лидерство — дело нелегкое. Люди сопротивляются переменам. Загораживаются от них барьерами. Один такой барьер — отрицание существующих проблем. Второй — возмущенная реакция. Третий — попытки перевалить вину на других. Потому‑то адаптивное лидерство становится тяжелейшей нагрузкой на нервную систему. Многие из великих адаптивных лидеров (в том числе Авраам Линкольн, Махатма Ганди, братья Джон и Роберт Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Анвар Садат, Ицхак Рабин) были убиты по политическим мотивам. Их величие признали только после их кончины. Только задним числом сограждане разглядели в них героев. А пока они были живы, многим казалось, что те несут с собой угрозу стабильному положению дел, всему успокоительно‑привычному.

Моше, с проницательностью величайшего из пророков, интуитивно понимал все это. Вот почему он отчаивался и жаждал умереть. Быть техническим лидером намного проще, чем адаптивным. Легко препоручить все Б‑гу, но не так легко осознать, что Б‑г призывает нас поступать ответственно, стать Его партнерами в деле искупления.

Конечно, Тора не ставит здесь точку. В иудаизме никогда не случается, чтобы последнее слово оставалось за отчаянием. Б‑г утешает Моше, велит собрать семьдесят старейшин, чтобы те разделили с Моше бремя руководства, и дает Моше силы для продолжения пути.

С точки зрения иудаизма адаптивное лидерство — высшая форма лидерства. Его осуществляли пророки. Они не снимали с народа ответственности за его действия, но давали ему позитивное видение будущего и надежду. Они высказывали неудобную, труднопостижимую правду, но так страстно, что их пыл и поныне находит в нас оклик, пестуя лучшие стороны нашей натуры.

И, однако, Тора с беспощадной прямотой, особенно в рассказе о кратком нервном срыве Моше, разъясняет, что адаптивное лидерство — дело нелегкое, а адаптивные лидеры навлекают на себя возмущение и критику. Возможно, эти лидеры сочтут, что потерпели неудачу. Но это заблуждение. Моше остается величайшим лидером в истории еврейского народа: ведь он почти в одиночку выковал из сынов Израиля нацию, которая никогда не сдается, никогда не поддается отчаянию.

О том, как трудно осуществлять адаптивное лидерство, проще и лаконичнее всего сказал Б‑г, обращаясь к Йеошуа, преемнику Моше: «Будь тверд и мужественен, ибо ты возглавишь этот народ, чтобы унаследовать страну, дать им которую Я клялся их предкам. Но ты должен быть тверд и воистину очень мужественен, чтобы преданно исполнять всю Тору, которую заповедал тебе Моше, раб Мой…» Так в английском переводе. В русском переводе: «Будь тверд и стоек, ибо ты передашь во владение народу этому страну, дать им которую Я клялся отцам их. Только будь очень тверд и стоек и тщательно исполняй все Учение, которое завещал тебе Моше, раб Мой...» См.: Еврейская Библия. Ранние пророки. С. 77–79. — Примеч. перев.
(Йеошуа, 1:6–7).

В первой фразе идет речь о лидерстве военачальника. Йеошуа должен был руководить народом при завоевании страны. Во втором стихе говорится о духовном лидерстве. Йеошуа должен был заботиться о том, чтобы и он сам, и народ остались верны завету, который заключили с Б‑гом. Для первой задачи, гласит стих, требуется мужество, но для второй — исключительное мужество.

Чтобы измениться, мужество необходимо непременно. С недругами бороться трудно, но с самим собой — еще труднее. Самый сложный вызов в лидерстве — помочь людям, чтобы они сами нашли в себе силы измениться.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Беаалотха». От отчаяния к надежде

Моше было поручено помочь сынам Израиля построить общество, которое станет противоположностью Египту: освободит людей, вместо того чтобы угнетать, будет уважать их человеческое достоинство, а не порабощать их. Но народ не изменился. Моше обнаружил, что легче вывести сынов Израиля из Египта, чем вывести пятно Египта с сердец сынов Израиля. Моше узрел свое поражение. Продолжать миссию было бессмысленно. И тогда Б‑г утешил его...

Недельная глава «Беаалотха». От боли к смирению

В Древнем мире идея, что смирение — величайшая добродетель лидера, наверняка показалась бы нелепой, почти оксюмороном. Смирения ждали от всех остальных, но только не от лидеров. Смирение и верховная власть были несовместимы. Иудаизм перевернул эту конструкцию с ног на голову. Лидеры обязаны служить другим, а не требовать, чтобы служили им. Высшей похвалой Моше было звание «эвед а‑Шем» — «слуга Б‑жий».

Недельная глава «Беаалотха». Одиночество и вера

Когда мы чувствуем себя одинокими, мы не одиноки, потому что то же чувство порой посещало великих героев человеческого духа — Моше, Давида, Элияу и Йону. И современных наставников — таких, как рав Кук и рабби Соловейчик. Именно одиночество дало им возможность наладить более глубокие отношения с Б‑гом. Погрузившись в глубины, они воспарили ввысь. В безмолвии своей души они встретились с Б‑гом и почувствовали, что Он заключает их в объятия.