Два типа лидерства. Недельная глава «Беаалотха»
В нашей недельной главе у Моше случается нервный срыв. Моше скатывается на дно отчаяния, как никогда за все годы руководства народом. Послушайте, что он говорит Б‑гу: «Зачем Ты сделал зло рабу Твоему? Чем я так неугоден Тебе, что Ты взвалил на меня бремя всего этого народа? Разве я зачал этот народ, разве я родил его? Почему же Ты велишь мне: “Неси его на груди, как воспитатель несет малое дитя?” <…> Я не могу один нести весь этот народ, для меня это слишком тяжелая [ноша]! Если так Ты поступаешь со мной, то — коль скоро я Тебе угоден! — лучше убей меня сразу, лишь бы мне не видеть моей беды» (Бемидбар, 11:11–15).
Но расстроился он, казалось бы, из‑за пустяка. Из‑за того типа поведения народа, который частенько наблюдался и раньше. Народ ропщет. Люди заявляют: «Мы помним рыбу, которую мы ели в Египте даром, огурцы и дыни, зелень, лук и чеснок. А теперь наша душа иссохла. У нас перед глазами нет ничего, кроме мана!» (Бемидбар, 11:4–6).
С подобными жалобами Моше уже сталкивался, и не раз. Несколько примеров, в том числе один почти неотличимый, есть в книге Шмот: «Лучше бы нам было умереть от руки Г‑спода в земле египетской, когда сидели мы у горшка с мясом и ели хлеб досыта! А вы привели нас в эту пустыню, чтобы уморить весь народ голодом!» (Шмот, 16:3).
Однако в предыдущих случаях в словах Моше не прорывалось такое отчаяние. Когда лидеры сталкиваются с повторяющейся проблемой, их это обычно закаляет. Они учатся принимать ответные меры, адаптироваться к ситуации. У них вырабатывается стойкость, толстокожесть в хорошем смысле. Они формулируют стратегии выживания.
Почему же здесь — да и не только, а и в других сценах в книге Бемидбар — Моше среагировал, кажется, совершенно иначе?
В последующих главах возникает ощущение, что Моше недостает той непоколебимой решимости, которую он проявлял в книге Шмот. Иногда, например, в эпизоде с разведчиками, выглядит так, что он ведет себя на удивление пассивно, самоустраняется, препоручая сопротивление другим. А иногда он вроде бы теряет контроль над собой и дает волю гневу: поведение, не подобающее лидеру. Что‑то изменилось, но что именно? Что довело его до нервного срыва, до выгорания, отчаяния?
Интереснейшая догадка содержится в новаторских работах профессора Рональда Хейфеца, сооснователя и директора Центра общественного лидерства при Школе государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди (Гарвардский университет) .
Хейфец подразделяет вызовы, с которыми мы сталкиваемся, на два типа: технические и адаптивные.
«Вызов технического типа»: у тебя есть проблема, а в руках другого человека — решение. Заболев, обращаешься к врачу, он ставит диагноз и прописывает таблетки. Просто следуй инструкции — и все наладится.
«Вызовы адаптивного типа» принципиально иные. Они возникают, когда проблема отчасти заложена в тебе самом. Заболев, обращаешься к врачу, а он говорит: «Я, конечно, могу дать вам таблетку, но по‑хорошему вам придется менять образ жизни. У вас избыточный вес, вы в плохой физической форме, недосыпаете, работа у вас чересчур нервная. Пока вы не измените образ жизни, таблетки не помогут».
Лидерство адаптивного типа требуется, когда мир меняется, старые обстоятельства уходят в прошлое и проверенные методы больше не срабатывают. Не надейтесь на способы уладить все в два счета: волшебные таблетки, несложные инструкции. Нам придется измениться. Лидер не может сделать это за нас.
Книги Шмот и Бемидбар принципиально различаются тем, что в Шмот Моше призван осуществлять техническое лидерство. Сыны Израиля порабощены? Б‑г посылает знамения и чудеса, десять казней, и сыны Израиля выходят на свободу. Необходимо спастись от колесниц фараона? Моше взмахивает посохом, и Б‑г заставляет море расступиться. Проголодались? Б‑г посылает ман с небес. Хочется пить? Б‑г извергает воду из скалы. Какая бы проблема ни появилась у людей, Моше, их лидер, находит решение вместе с Б‑гом. Людям не требуется хоть сколько‑нибудь утруждаться.
В книге Бемидбар задача ставится на новых условиях. Первый этап странствия сынов Израиля завершен. Они вышли из Египта, добрались до Синая и заключили завет с Б‑гом. Теперь они направляются в Землю обетованную. Отныне Моше уготована иная роль. Он должен осуществлять не техническое, а адаптивное лидерство. Он должен добиться, чтобы народ изменился, начал поступать ответственно, научился, продолжая доверять Б‑гу, помогать себе сам, а не рассчитывать, что Б‑г все сделает за него.
Моше все это понимает. Потому он и отчаивается, обнаружив, что народ не изменился ни капли. Люди продолжают жаловаться на питание, почти теми же словами, как жаловались, когда еще не было откровения на горе Синай, когда они еще не заключили завет с Б‑гом, когда еще не построили своими руками Святилище, осуществив первый совместный творческий проект.
Моше должен научить людей адаптироваться к новым обстоятельствам, но чует — как становится ясно, не беспочвенно, — что они неспособны отбросить свои привычные реакции: это наследие многолетнего рабства. Они пассивны, склонны зависеть от других. Утратили способность действовать по своей инициативе.
Как мы в итоге обнаружим, должно прийти новое поколение, рожденное на воле, чтобы выработалась сила духа, необходимая для самоуправления, предпосылка подлинной свободы.
Адаптивное лидерство — дело нелегкое. Люди сопротивляются переменам. Загораживаются от них барьерами. Один такой барьер — отрицание существующих проблем. Второй — возмущенная реакция. Третий — попытки перевалить вину на других. Потому‑то адаптивное лидерство становится тяжелейшей нагрузкой на нервную систему. Многие из великих адаптивных лидеров (в том числе Авраам Линкольн, Махатма Ганди, братья Джон и Роберт Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Анвар Садат, Ицхак Рабин) были убиты по политическим мотивам. Их величие признали только после их кончины. Только задним числом сограждане разглядели в них героев. А пока они были живы, многим казалось, что те несут с собой угрозу стабильному положению дел, всему успокоительно‑привычному.
Моше, с проницательностью величайшего из пророков, интуитивно понимал все это. Вот почему он отчаивался и жаждал умереть. Быть техническим лидером намного проще, чем адаптивным. Легко препоручить все Б‑гу, но не так легко осознать, что Б‑г призывает нас поступать ответственно, стать Его партнерами в деле искупления.
Конечно, Тора не ставит здесь точку. В иудаизме никогда не случается, чтобы последнее слово оставалось за отчаянием. Б‑г утешает Моше, велит собрать семьдесят старейшин, чтобы те разделили с Моше бремя руководства, и дает Моше силы для продолжения пути.
С точки зрения иудаизма адаптивное лидерство — высшая форма лидерства. Его осуществляли пророки. Они не снимали с народа ответственности за его действия, но давали ему позитивное видение будущего и надежду. Они высказывали неудобную, труднопостижимую правду, но так страстно, что их пыл и поныне находит в нас оклик, пестуя лучшие стороны нашей натуры.
И, однако, Тора с беспощадной прямотой, особенно в рассказе о кратком нервном срыве Моше, разъясняет, что адаптивное лидерство — дело нелегкое, а адаптивные лидеры навлекают на себя возмущение и критику. Возможно, эти лидеры сочтут, что потерпели неудачу. Но это заблуждение. Моше остается величайшим лидером в истории еврейского народа: ведь он почти в одиночку выковал из сынов Израиля нацию, которая никогда не сдается, никогда не поддается отчаянию.
О том, как трудно осуществлять адаптивное лидерство, проще и лаконичнее всего сказал Б‑г, обращаясь к Йеошуа, преемнику Моше: «Будь тверд и мужественен, ибо ты возглавишь этот народ, чтобы унаследовать страну, дать им которую Я клялся их предкам. Но ты должен быть тверд и воистину очень мужественен, чтобы преданно исполнять всю Тору, которую заповедал тебе Моше, раб Мой…» (Йеошуа, 1:6–7).
В первой фразе идет речь о лидерстве военачальника. Йеошуа должен был руководить народом при завоевании страны. Во втором стихе говорится о духовном лидерстве. Йеошуа должен был заботиться о том, чтобы и он сам, и народ остались верны завету, который заключили с Б‑гом. Для первой задачи, гласит стих, требуется мужество, но для второй — исключительное мужество.
Чтобы измениться, мужество необходимо непременно. С недругами бороться трудно, но с самим собой — еще труднее. Самый сложный вызов в лидерстве — помочь людям, чтобы они сами нашли в себе силы измениться.