Софи Шолль и ее антинацистское движение сопротивления представлены в мюзикле «Белая роза»
Летом 1942 года группа решительных студентов и преподавателей Мюнхенского университета в Германии объединилась, чтобы выступить против нацистского режима, пишет журналистка «New York Jewish Week» Джулия Гергели.
Возглавляемые Софи Шолль и ее старшим братом Гансом, они назвали себя «Белой Розой». Брат и сестра, ревностные христиане, возглавили группу сопротивления, выразив тревогу по поводу зверств нацистов и массовых убийств евреев в Европе, распространяя антинацистские листовки по немецким городам и начав кампанию граффити по всему Мюнхену и окружающему региону.
Но в феврале 1943 года, менее чем через год после создания «Белой розы», брат и сестра Шолль были пойманы на разбрасывании листовок в главном атриуме университета. О них сообщили в гестапо, и всего несколько дней спустя, в возрасте 21 и 24 лет, они были казнены на гильотине. Несколько других членов – основателей также были казнены за государственную измену, а многие из их молодых соратников были заключены в тюрьму.
Несмотря на трагический конец движения «Белая роза», их ненасильственные акты сопротивления побудили поколения молодых людей высказаться. И теперь эта история вдохновила на создание нового 90-минутного шоу «Бела роза: мюзикл», которое начали показывать на Бродвее 25 января.
Мюзикл с Джо Эллен Пеллман («Выпускной вечер» «Netfli»x) в роли Софи Шолль и Майком Чефало («Нью-Йорк, Нью-Йорк» на Бродвее) в роли Ганса Шолля демонстрирует мужество и тяжелое положение группы сопротивления. «Для меня это история о вернейшем союзнике», — заявил «New York Jewish Week» создатель шоу Брайан Белдинг. «Нам нужно больше историй о людях, которые отказываются от комфорта и привилегий, которые у них есть, и на самом деле встают на защиту угнетенных людей».
Белдинг добавил, что мечтал сделать шоу о «Белой розе» с тех пор, как 35 лет назад впервые услышал их историю, будучи студентом колледжа, — в то время он даже написал сценарий к фильму. «Это было то, что захватило меня с юных лет, когда я был примерно в возрасте студентов Белой розы», — заметил он. «Это была история, о которой я чувствовал, что должен был знать, но я не знал».
Но у жизни, как это часто бывает, были другие планы, и Белдинг стал учителем истории в средней школе в районе залива, где каждый год рассказывал своим ученикам о мужестве «Белой Розы».
Обучение школьников год за годом — вот что действительно «побудило меня к действию», — рассказал Белдинг «New York Jewish Week».
«Школьники всегда отвечали и рассказывали истории не только о «Белой розе», но и о сопротивлении, и особенно о молодых участниках сопротивления, людях, с которыми они могли себя идентифицировать», — заявил Белдинг. «Слишком много уроков истории — эти парни в напудренных париках, знаете ли, произносят речи. Мы можем изучить эти даты и названия сражений. Но это были молодые люди, которые были разочарованы происходящим, расстроены и рассержены и пытались найти способ справиться и, самое главное, посмотреть, смогут ли они это изменить. Это то, с чем идентифицировали себя мои ученики».
В конце концов Белдинг решил взять перерыв в преподавании в 2019 году, чтобы серьезно заняться проектом. Сначала он попытался написать исторический роман, но обнаружил, что идея воплощается в жизнь лучше всего, когда он представляет ее в виде мюзикла, поэтому он приступил к написанию книги и текстов.
Хотя Белдинг не еврей, он рассказал, что тщательно работал с драматургом – евреем Эмили Уайт, чтобы сделать сериал чувствительным с культурной, религиозной и исторической точек зрения. Под руководством Уайта Белдинг разработал (вымышленного) еврейского персонажа в «Белой розе», который вынужден скрывать свою личность, чтобы оставаться в безопасности.
Уайт рассказала, что работа над шоу в качестве еврейки – и тот факт, что это правдивая история – была для нее «очень важна». «Когда у меня есть возможность использовать исторические документы и исследования в своей работе, помогая направлять историю, это добавляет как уровень аутентичности, так и уникальную ответственность в подходе к работе», — заметила она.
Уайт добавила, что, работая над сценарием, она держала в голове цитату пережившего Холокост и автора «Ночи» Эли Визеля: «Противоположностью любви является не ненависть, а безразличие».
«Меня всегда учили, что это важная часть того, чтобы быть евреем, но также и важная часть того, чтобы быть гражданином мира», — рассказала Уайт. «Мы все связаны притеснением друг друга, и мы все несем ответственность за то, чтобы остановить притеснение».
«Невозможно недооценить невероятные усилия, приложенные молодыми людьми из «Белой розы», которые не были прямой мишенью нацистской дискриминации», — добавила драматург. «Эти люди могли бы существовать сегодня и оказать влияние».
Белдинг соглашается с мнением Уайт, говоря, что основная идея мюзикла — «отстоять то, во что вы верите, даже если это означает стоять в одиночестве», — цитируя не кого иного, как Софи Шолль.