Магнат высокотехнологичного сектора Эяль Вальдман, чья дочь была убита ХАМАСом, заявил, что верит в мирную перспективу
Эяль Вальдман уже давно известен как израильский «технологический магнат», именно так его представили на недавнем вебинаре, пишет журналистка «J. The Jewish News of Northern California» Аликс Уолл. Но теперь он также известен как отец, недавно потерявший близких. Его 24-летняя дочь Даниэль была убита боевиками ХАМАСа, когда она присутствовала на музыкальном фестивале «Supernova» 7 октября вместе со своим 26-летним партнером Ноамом Шаем, который также был убит.
На этой неделе Вальдман выступил на вебинаре, организованном основателем «UnXeptable» в Пало-Альто Оффиром Гутельзоном, перед 200 онлайн-зрителями. «UnXeptable» была основана для борьбы против судебных реформ в Израиле, но с тех пор переориентировалась на поддержку военных усилий Израиля из-за границы.
Вальдман стал соучредителем израильской компании «Mellanox», продав ее в 2019 году почти за 7 миллиардов долларов. Какое-то время он жил в Пало-Альто, где родилась и провела свои первые три с половиной года Даниэль.
Под руководством Вальдмана «Mellanox» наняла многочисленных палестинских технических специалистов с Западного берега и из сектора Газа. Он пожертвовал сотни тысяч долларов на полевой госпиталь в секторе Газа, а в прошлом работал с некоторыми палестинцами над выработкой формулы мирного соглашения.
Очевидно, сейчас все по-другому, заметил он.
Вальдман узнал о резне 7 октября, когда был в Индонезии. Другая его дочь и сын позвонили ему и рассказали, что ничего не слышали от Даниэль после начала нападений.
На следующий день он вернулся в Израиль и, как только смог, отправился на юг в сопровождении армейского эскорта. После недолгих поисков они нашли машину друзей его дочери на обочине дороги, рядом со следами от автоматов Калашникова.
«Я все время надеялся, что она ранена и смогла сбежать и спрятаться где-нибудь или была взята в заложники», — заявил он. «Но 29 ноября мы получили уведомление, что их тела были опознаны среди погибших».
Четверо из пяти находившихся в их машине были убиты, а один взят в заложники.
Даниэль и Ноам познакомились в армии и были вместе шесть лет; недавно она сказала отцу, что они планируют пожениться и переехать на север из Тель-Авива.
«Мы похоронили их вместе и вместо свадьбы устроили похороны для них обоих», — рассказал он.
Хотя Вальдман и раньше участвовал в мирных усилиях, смерть дочери побудила его к дальнейшим действиям. По его словам, он встречался с президентом Байденом, когда тот приехал в Израиль, и трижды встречался с госсекретарем Энтони Блинкеном.
Несмотря на видимость пропалестинской активности за рубежом, он уверен, что Израиль пользуется поддержкой США и почти всей Европы. Он заявил, что, то же самое верно и для большей части арабского мира, хотя они не говорят об этом вслух.
«Большинство арабских стран, с которыми мы имеем дело, никогда не признают этого открыто. Но они поддерживают нас и говорят: «Если вы начнете это, не останавливайтесь, пока не закончите», — заметил Вальдман. «Мы делаем грязную работу для мира, пытаясь искоренить ХАМАС».
Рассматривая ситуацию более глобально, он сказал, что за последние 50 лет было урегулировано более 70 насильственных конфликтов по всему миру, в том числе в Южной Африке, Ирландии и Югославии. Вот почему он по-прежнему считает решение о сосуществовании двух государств единственным жизнеспособным ответом после ликвидации ХАМАСа. Кроме того, умеренные арабские страны, которые постепенно признали Израиль, должны помочь в восстановлении Газы, заявил он.
Мало кто мог поверить, что после войны Йом-Кипур с Египтом будет мир, отметил Вальдман, и это урок для сегодняшнего дня.
«Садат заключил мир с Израилем в 1977 году, когда Египет не поддержал его, израильтяне не доверяли ему, и Бегин не доверял ему», — заметил он, имея в виду президента Египта Анвара Садата и премьер-министра Израиля Менахема Бегина. «Через несколько месяцев мы заключили мир с нашим злейшим врагом. Я надеюсь, что после этого ужасного кризиса через три-четыре года у нас тоже будет мир».
Чтобы это произошло, заявил Вальдман, оба правительства должны быть заменены. Еще до нынешней войны большинство израильтян потеряли веру в премьер-министра Биньямина Нетаньяху, и теперь они возлагают на него ответственность за колоссальный провал разведки, который позволил ХАМАСу совершить теракты.
Когда Гутельзон спросил Вальдмана, может ли он сам заняться политикой, тот оставил этот вопрос открытым.
«Это не то, чего я когда-либо хотел», — заметил Вальдман. Но такая ужасная потеря дочери заставила его пересмотреть свои приоритеты. «Я много думаю об этом, — заявил он, — но сейчас у меня нет ответа».