Вся жизнь раввина Ниссена Мангеля была чудом, пишет журналист «Chabad.org» Цемах Феллер.
Он был 10-летним ребенком, когда приехал в Освенцим в грохочущем вагоне для перевозки скота, набитом людьми. Печально известный доктор Йозеф Менгеле на селекции направил его вправо, навстречу жизни. Немногие десятилетние дети пережили садистские эксперименты Менгеле над людьми. Но Мангель сделал это.
И немногие 10-летние дети пережили пять других трудовых и концентрационных лагерей, а также «марш смерти» в разгар зимы. Но Мангель не только выжил, но и процветает.
«Жизненный девиз моего отца: «Ходу ла Хашем» — «Благодарите Б-га», — рассказал «Chabad.org» его сын, раввин Нохум Мангель, который руководит «Бейт-Хабадом» в Большом Дейтоне в Огайо. «И его послание было таким же для будущего. Гитлер попробовал окончательное решение, но он потерпел неудачу, и сегодняшние нацисты – ХАМАС – тоже потерпят неудачу».
Дети Мангеля, которые занимают руководящие должности по всему миру, многие из которых являются посланниками движения «Хабад-Любавич», время от времени собирались вместе и иногда ездили в Европу, чтобы побывать в местах, где жил в молодости их отец.
«Мой отец всегда хотел, чтобы его дети поехали посмотреть, где он вырос — Кошице, Словакия, — а также Аушвиц, куда его забрали», — рассказал Нохум Мангель. Но внуки чувствовали себя обделенными. Они тоже хотели участвовать в семейных паломничествах, чтобы понять ужас, который пережил их дедушка, и его благодарность Б-гу за то, что он выжил.
Итак, они начали планировать. Приближалось 90-летие раввина, и что может быть лучше, чем отпраздновать его в Аушвице со всей семьей — женой, детьми, внуками и правнуками. И вот они начали организовываться.
Они остановились в Кракове (Польша), чтобы посетить место упокоения Р. Элимелеха из Лизенска, от которого раввин Мангель ведет свою родословную, и продолжили путь в Аушвиц.
А 2 ноября/11 хешвана, в окружении почти 100 членов семьи Мангель указал на место, где он сошёл с поезда, куда его отправили вправо, в жизнь, и заявил: «Благословен Тот, Кто сотворил для меня чудо на этом месте».
В 1944 году вместе со своим отцом, матерью и старшей сестрой юный Ниссен Мангель был пойман нацистами, арестован и депортирован из Братиславы. Сначала его отправили в трудовой лагерь Сереж недалеко от Братиславы, затем в Аушвиц, где он был выбран одним из объектов ужасающих экспериментов доктора Йозефа Менгеле на людях. Его отправили в Биркенау, Маутхаузен, Мельк и Гунскирхен, откуда он был освобожден в 1945 году, пережив вынужденный «марш смерти», когда нацисты угоняли заключенных от приближающихся союзных армий.
Мангель рассказал свою историю триумфа сотням общин и тысячам людей. Но Мангель не просто выжил. Он был охвачен той самой верой, которую его мучители пытались искоренить. Он стал плодовитым писателем и переводчиком; его переведенные работы включают молитвенник «Техилат Хашем», «Махзор для осенних праздников» и «Шаар Хайихуд ВеХаемуна», второй том «Тании».
Раввин Мангель — раввин общины «Ксав Софер» в Краун-Хайтс, Бруклин, штат Нью-Йорк. Он читал лекции по всему миру. Он учит каждое утро и вечер, как делал это всю свою жизнь, привнося благодарность и веру в Б-га во все, что он делает.
На семейном шабатнем ужине следующим вечером в Варшаве внук Мендель Мангель выступил с речью, описав насколько важен их визит, поскольку он имел место во время продолжающейся войны в Израиле. «Когда мы совершали экскурсию по Аушвицу, туда приезжало и много других групп. Их попросили — как и всех — уважать торжественность этого места, земли, освященной кровью миллионов, убитых за то, что они были евреями», — вспоминает он.
«И вот мы пели песни благодарности Б-гу. Они были там, чтобы узнать о зверствах, которые там происходили – и так важно, чтобы мир узнал о них – но мы были там не только для того, чтобы вспомнить разрушения, но и чтобы поблагодарить Б-га и отпраздновать то, что Б-г никогда не оставит нас, чтобы еврейский народ всегда выжил, что бы ни случилось».
Одна из песен, которые семья Мангель пела, стоя перед Аушвицем, была «Вехи Шеамда», что означает: «И это то, что поддерживало наших отцов и то, что помогает нам выжить. Ибо не один восставал и пытался нас уничтожить, но в каждом поколении они пытаются нас уничтожить, и Б-г спасает нас от их рук».
Да, были моменты торжественности и слез, когда семья осматривала газовые камеры и бараки; когда Мангель нашел имена своей убитой семьи в толстой книге жертв лагеря; и когда они читали молитву «Минха» и старший Мангель читали «Кадиш» за своего отца, убитого во время Холокоста. Но, повторяя свою собственную жизнь, он сосредоточил внимание не на том, что было потеряно, а на том, что было построено из пепла.
«Каждый еврей, переживший этот ад, — это чудо», — заявил раввин Нохум Мангель, цитируя своего отца. «И это то, чему мой отец хотел научить следующее поколение: он хотел рассказать своим детям, внукам и правнукам свою историю, чтобы они знали, что, несмотря на ненависть и преследования, еврейская жизнь продолжается».