Читая Тору

Недельная глава «Ваэтханан». Сила вопроса «почему?»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 24 июля 2023
Поделиться

В лекции для проекта «TED talks», набравшей много просмотров, Саймон Синек задался вопросом, как выдающиеся лидеры вдохновляют других действовать. Чем такие люди, как Мартин Лютер Кинг и Стив Джобс, отличались от своих талантливых и компетентных современников?

Синек сам дал ответ: большинство людей обсуждает, что нужно сделать. Некоторые обсуждают, как это сделать. Однако великие лидеры начинают с вопроса: «почему?» — и именно поэтому становятся преобразователями Подробнее см. в книге, основанной на этой лекции: Simon Sinek. Start with Why: How Great Leaders Inspire Everyone to Take Action. New York: Portfolio, 2009. — Примеч. авт. На русском языке книга Синека издана под названием «Начни с “почему?”. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать». — Примеч. перев.
.

В своей лекции Синек рассматривал лидерство в бизнесе и политике. Однако наиболее яркие примеры прямо или косвенно связаны с религиозностью. В книге «Великое партнерство» я сформулировал мысль, что от других религий авраамический монотеизм отличает вера в то, что ответ на вопрос «почему?» существует. Вселенная и человеческая жизнь не бессмысленны, и возникли они вовсе не случайно, не по стечению обстоятельств. Как говорили Фрейд, Эйнштейн и Витгенштейн, религиозная вера — это вера в осмысленность жизни.

В «Ваэтханан» это показано с редкостной убедительностью. В иудаизме много говорится о том, что именно нужно делать: что дозволено, что запрещено, что является священным, а что — мирским. Много говорится и о том, как именно что‑то делать: как учиться, как молиться, как развиваться в плане отношений с Б‑гом и с другими людьми. А вот о том, «почему» все так устроено, говорится относительно мало.

В «Ваэтханан» Моше произносит чуть ли не самые вдохновляющие в истории слова о том, почему и ради чего существуют евреи. Это сделало его великим лидером‑преобразователем и продолжает иметь последствия для нас здесь и сейчас.

Чтобы осознать всю странность слов Моше, мы должны припомнить несколько фактов. Сыны Израиля все еще находились в пустыне. Они пока не вошли в Страну. У них не было ни малейшего военного превосходства над народами, с которыми предстояло сразиться. Без малого 40 лет назад 10 из 12 лазутчиков заявили, что миссия невыполнима. В мире империй, стран и городов‑крепостей сыны Израиля, если взглянуть на них неискушенным взглядом, должны были показаться беззащитными, необстрелянными, просто еще одной из множества орд, которые в древние времена прокатывались волнами по Азии и Африке. Мало кто из наблюдателей того времени подметил бы хоть какую‑то, кроме их религиозных обрядов, особенность, выделяющую их среди евусеев и перизеев, мидьянитян и моавитян, а также обитателей прочих мелких княжеств Ближнего Востока.

Тем не менее в нашей недельной главе Моше с непоколебимой уверенностью дает понять: то, что уже произошло с сынами Израиля, в конечном счете изменит и вдохновит весь мир. Послушайте, в каких выражениях он говорит об этом: «Расспроси о прежних временах, о том, что было до тебя, с того дня, когда Б‑г сотворил человека на земле. Было ли что‑нибудь подобное этому великому делу, слыхано ли что‑нибудь подобное — от одного края небес до другого? [Случалось ли], чтобы какой‑нибудь народ слышал голос Б‑га, говорящего из огня, как слышали вы, и остался жив? Пытался ли какой‑нибудь бог прийти и взять себе народ, [живущий] среди [другого] народа, — испытаниями, знамениями, чудесами и войнами, [совершаемыми] мощной рукою, простертой десницей и великими страхами, подобно тому как сделал это для вас Г‑сподь, ваш Б‑г, в Египте, у вас на глазах?» (Дварим, 4:32–34).

Моше был убежден, что еврейская история уникальна и останется таковой. В эпоху империй небольшая беззащитная группа, угнетаемая величайшей из всех империй, получила свободу благодаря не собственной мощи, а мощи Самого Б‑га. Вот первое, на чем делает упор Моше: уникальность еврейской истории как повествования об избавлении.

Второе, на чем он делает упор, — уникальность откровения: «Какой другой народ настолько велик, чтобы его боги были рядом с ним так, как Г‑сподь наш Б‑г рядом с нами всякий раз, когда мы молимся Ему? И какой другой народ настолько велик, что у него есть столь же справедливые установления и законы, как тот свод законов, который я ставлю перед вами сегодня?» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Ведь есть ли [еще такой] великий народ, к которому бог был бы столь же близок, как [близок к нам] Г‑сподь, наш Б‑г, всякий раз, когда мы взываем к Нему? И есть ли [еще такой] великий народ, у которого установления и законы [были бы столь же] справедливы, как это Учение, которое я даю вам сегодня?» — Примеч. перев. (Дварим, 4:7–8).

Интерьер синагоги. Мане Кац. 1937

У других народов были божества, которым они молились и приносили жертвы. Эти народы тоже приписывали свои военные успехи могуществу своих божеств. Но ни один другой народ не видел в боге своего правителя, правоведа и законодателя. В других местах закон представлял собой указ монарха или, в недавние столетия, волю народа. Израиль уникален тем, что даже когда там имелся царь, он не имел законодательной власти. Только в Израиле Б‑г рассматривался не только как могущественное существо, но и как архитектор общества, как композитор и дирижер Его музыки справедливости и милости, свободы и человеческого достоинства.

«Почему» так обстоит дело — вот главный вопрос. Один из ответов Моше дает ближе к концу главы: «Ведь Он возлюбил ваших праотцев, Он избрал их потомство» (Дварим, 4:37).

Б‑г любил Авраама не в последнюю очередь потому, что Авраам любил Б‑га. А детей Авраама Б‑г любил, потому что они были детьми Авраама, а Он обещал праотцу благословить и защитить их.

Правда, раньше Моше давал иной ответ, не то чтобы несовместимый с вышеприведенным, но иной: «Смотрите, я научил вас установлениям и законам, как повелел мне Г‑сподь, мой Б‑г. Храните же и исполняйте их, потому что это ваша мудрость и ваш разум перед глазами всех народов. Услышав обо всех этих установлениях, они воскликнут: “Сколь мудр и разумен этот великий народ”» (Дварим, 4:5–6).

Почему Моше — или Б‑га — волновало, сочтут ли другие народы законы Израиля мудрыми и разумными? Иудаизм был и остается историей любви между Б‑гом и конкретным народом, историей часто бурной, иногда безмятежной, часто радостной, но историей о близких, задушевных отношениях, даже замкнутой на внутренних переживаниях. Разве она касается остального мира?

Да, остального мира она все же в некотором роде касается. Иудаизм никогда не предназначался только для евреев. Уже в Своих первых словах к Аврааму Б‑г сказал: «Я благословлю тех, кто тебя благословляет, а хулящего тебя прокляну, и тобою будут благословлены все племена земли» (Берешит, 12:3). Евреи были призваны стать источником благословения для мира.

Б‑г — Б‑г всего человечества. В Берешит Он говорил с Адамом, Хавой, Каином, Ноахом и заключил завет со всем человечеством до того, как заключил завет с Авраамом. В Египте — хоть в доме Потифара, хоть в тюрьме, хоть во дворце фараона — Йосеф постоянно говорил о Б‑ге. Он хотел, чтобы египтяне знали: ничто из того, что он делает, он не делает своими силами. Йосеф — тот, чьими руками действует Б‑г Израиля. В этой истории ничто не указывает, будто Б‑г безразличен к народам мира.

Позже, во времена Моше, Б‑г сказал, что совершит знамения и чудеса, и благодаря этому «узнают египтяне, что Я — Г‑сподь» (Шмот, 7:5). Он призвал Ирмеяу быть «пророком для народов». Он послал Йону к ассирийцам в Ниневию. Он велел Амосу донести пророчества до других народов и только затем ниспослал ему пророчество об Израиле. В самом, пожалуй, удивительном пророчестве в Танахе Он ниспослал Йешаяу весть, что придет время, когда Б‑г благословит врагов Израиля:
«Благословил это Г‑сподь воинств, сказав: “Благословен народ Мой — Египет, и дело рук Моих — Ассирия, и наследие Мое — Израиль”» (Йешаяу, 19:25).

Б‑г заботится обо всем человечестве. Поэтому то, что мы делаем как евреи, не только меняет жизнь человечества в мистическом смысле, но и служит образцом того, что значит любить Б‑га и быть Им любимым. Другие народы, взглянув на евреев, почувствуют: в их истории действовала какая‑то более грандиозная, чем люди, сила. Покойный Мильтон Химмельфарб выразился так: «Каждый еврей знает, насколько он зауряден во всем; но мы, взятые в совокупности, по‑видимому, втянуты в водоворот великих и необъяснимых событий. Число евреев в мире меньше, чем мизерная статистическая погрешность при переписи китайцев. Тем не менее мы остаемся крупнее, чем наша количественная численность. Такое впечатление, что вокруг нас и с нами происходят крупные события» Milton Himmelfarb and Gertrude Himmelfarb. Jews and Gentiles. New York: Encounter, 2007. Р. 141.
.

Мы были призваны не для того, чтобы обратить мир в свою веру. Мы были призваны, чтобы вдохновить мир. Как сказал пророк Зхарья, придет время, когда «возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея (и) скажут: “Пойдем с вами, ибо слышали мы, (что) с вами — Б‑г”» (Зхарья, 8:23).

Наше призвание — быть в мире послами Б‑га, свидетельствующими своей жизнью о том, что малый народ может выжить и процветать в самых неблагоприятных условиях, может построить общество, где свобода регулируется законами и все мы несем за это коллективную ответственность, может «поступать справедливо, любить милосердие и в смирении ходить» Миха, 6:8.
с нашим Б‑гом. «Ваэтханан» — декларация миссии еврейского народа.

Другие вдохновлялись ею и продолжают вдохновляться. Я всю жизнь вел дискуссии в публичном пространстве и сделал вывод, что неевреи уважают тех евреев, которые уважают иудаизм. Им трудно понять, почему в странах с неподдельной свободой вероисповедания евреи отказываются от своей веры или определяют свою идентичность сугубо в этнических категориях.

Выскажу свое мнение: я считаю, мир в его нынешнем состоянии турбулентности нуждается в вести, которую несут евреи, — а она состоит в том, что Б‑г призывает нас хранить верность нашей вере и нести благословение другим, какой бы веры они ни придерживались. Вообразите мир, где в этот принцип верят все. Мир полностью преобразился бы.

Мы не просто одно из этнических меньшинств. Мы — народ, считающий фундаментом свободы стремление учить детей любви, а не ненависти. Наша вера объявила брак и семью священными и заговорила об обязанностях задолго до того, как заговорила о правах. Наш подход к жизни рассматривает борьбу с бедностью как задачу религиозного толка, поскольку, как сказал Маймонид, человек не в состоянии думать о возвышенном и духовном, если он голоден, или болен, или бесприютен и одинок Путеводитель растерянных. Т. III, 27. — Примеч. авт. . Мы совершаем такие поступки не потому, что мы консерваторы или либералы, республиканцы или демократы, а потому что верим: именно этого от нас хочет Б‑г.

В наши дни много пишут об аспектах иудаизма, объясняющих, что и как надо делать, но мало о том, почему так устроено. Моше в последний месяц своей жизни открыл в своих поучениях — почему. Именно таким образом, с его времен и по сей день, величайшие лидеры вдохновляли и вдохновляют других на действия.

Если вы хотите изменить мир, начните с «почему?».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Ваэтханан». То, что справедливо и угодно Г‑споду

Справедливость — нечто всеобщее. Согласно принципу справедливости, со всеми людьми нужно обходиться одинаково: с богачами и бедняками, с могущественными и бессильными, не делая между ними различий на основании цвета кожи или классовой принадлежности. Но любовь — нечто конкретное. Родители любят детей за то, чем каждый из них уникален. В нравственной жизни справедливость и любовь сосуществуют. Поэтому ее нельзя свести исключительно ко всеобщим законам.

Недельная глава «Ваэтханан». Бесконечная игра

Мы должны развивать в себе совесть, чтобы она не позволяла нам причинять зло, наносить вред или обиду кому‑то другому, даже если правила разрешают нам это делать. Нравственная жизнь — бесконечная игра, не сводимая к правилам. Нам нужно научиться чутью на «то, что справедливо и угодно Г‑споду» и постараться, чтобы это чутье глубоко в нас укоренилось.

Ваэтханан. «И я взмолился»

Земля, которая у нас под ногами, была сотворена Всевышним тысячи лет назад, и все это время по ней ступали разные творения, а она терпеливо ждала, когда же по ней пройдет еврей со словами Торы на устах. Если же еврей пройдет молча, то он, увы, ничем не лучше самой обыкновенной скотины.