Тайваньский еврейский общинный центр стоимостью 16 миллионов долларов — произведение искусства и самоотверженность
Новый общинный центр имени Джеффри Д. Шварца на Тайване называют произведением искусства, пишет журналистка «Chabad.org» Брурия Эфуне.
Комплекс стоимостью 16 миллионов долларов занимает площадь почти 2100 квадратных метров и включает в себя высококлассный кошерный ресторан, бальный зал на 300 мест, музей иудаики, синагогу, учебные классы и роскошную микву с потолком из сусального золота. Хотя центр тихо открыл свои двери в 2021 году, ограничения из-за эпидемии Covid-19 отложили церемонию открытия до этого года. Во впечатляющем списке гостей церемонии были израильские и тайваньские чиновники, посланники движения «Хабад-Любавич» в странах Восточной Азии и впервые посетивший Тайвань Главный ашкеназский раввин Израиля Давид Лау. После мероприятия главный раввин выразил свое восхищение приверженностью тайваньской еврейской общины иудаизму и уверенность в том, что еврейская община на огромном острове у юго-восточного побережья Китая будет продолжать процветать в предстоящие годы.
История еврейской общины на Тайване относительно коротка по сравнению с многовековым еврейским присутствием в Гонконге и материковом Китае. Аграрная экономика Тайваня начала развивать промышленную и технологическую базу в 1970-х годах. Еврейское население оставалось небольшим до конца 20 века, когда быстрорастущая индустрия высоких технологий острова начала привлекать инвесторов и бизнесменов из-за рубежа. Когда посланники «Хабада» раввин Шломи и Рахели Табиб прибыли, чтобы основать «Бейт-Хабад» в Тайбэе в 2011 году, в их списке было всего 70 евреев в стране с населением 23 миллиона человек. Табибы вскоре обнаружили, что на острове проживает гораздо больше евреев, чем им рассказывали, и вскоре приняли почти 200 гостей за шабатний стол. По оценкам раввина, сегодня на Тайване проживает от 1500 до 2000 евреев.
Большинство местных евреев приехали сюда по делам и остаются там на несколько лет или решили поселиться там. Некоторые из них — дипломаты – евреи из Израиля и США.
Новый центр «меняет все»
Для Дэвида Манна, приехавшего на Тайвань 35 лет назад, когда местная еврейская община только начинала объединяться, новый еврейский общинный центр меняет все. «Теперь это совершенно другой опыт», — объясняет Манн. «Посетители заходят и восхищаются красотой центра — они совершенно поражены. Не так давно мы молились в подвале в доме раввина или перемещались между офисами, а теперь — у нас есть это!» Первоначально Манн приехал на Тайвань в качестве студента, изучая китайский язык. Как и другие, он полюбил страну, занялся бизнесом и в итоге остался. Хотя он не считал себя религиозным, Манн всегда считал себя евреем и время от времени собирался с друзьями – евреями. Впервые он посетил «Хабад» десять лет назад, когда нанял адвоката Росса Фейнгольда, чтобы тот помог ему с юридической работой. Фейнгольд сыграл важную роль в помощи раввину Табибу в создании «Бейт-Хабада» на Тайване.
«Я никогда не слышал о «Хабаде»», — заметил Манн. «Но Росс сказал мне, что это место для таких же евреев, как и я, которые хотят вернуться и понять иудаизм». Связи Манна с еврейством росли вместе с тайваньским «Хабадом», и сегодня он может читать и понимать большинство молитв и является активным членом процветающей общины, которая, как он ожидает, резко вырастет с открытием нового общинного центра.
Важность еврейской общины
Никто не разделяет уверенности Манна в росте иудаизма на Тайване больше, чем спонсор нового центра Джеффри Д. Шварц, который с гордостью заявляет, что ему «72 года молодости». Шварц вырос в самом сердце еврейской общины в Кливленде, штат Огайо, где большинство его однокурсников были евреями. Хотя по воскресеньям он послушно ходил в еврейскую школу, его связь с иудаизмом ослабла после бар-мицвы. К ужасу своих родителей, Шварц сразу же после окончания университета отправился на Тайвань. Он не планировал оставаться на неопределенный срок, но его приезд совпал с периодом экономического роста, и он приехал с хорошей «еврейской головой». Он быстро научился бегло говорить по-китайски, развил успешный бизнес и погрузился в тайваньский мир. Когда его спросили, почему для него так важно еврейство, Шварц ответил, что это вполне естественно. «Когда ты со всеми, с кем рос, ты повсюду следуешь за толпой», — вспоминал он. «Это то, что я сделал в Кливленде. Но когда я пришел сюда, я был один. Евреев было очень мало. Это была совсем другая планета. Моя мама, как любая хорошая еврейская мама, всегда говорила мне: «Не забывай праздники, не забывай храм, не забывай свое еврейство». «Ну, еврейство очень трудно забыть. Даже если захочешь, это очень сложно. Это никогда не уходит. Вы знаете, у меня было немного пламени, которое было на очень низком уровне в течение многих, многих лет. И только когда я стал старше, оно начало расти».
Судьбоносная встреча с посланником «Хабада»
Шварц познакомился с раввином Шломи Табибом в 2012 году, начал посещать еврейские мероприятия и был вдохновлен этим знакомством. «Дело не в том, что я мог молиться лучше, чем кто-либо другой, или в том, что я так хорошо читаю Тору, или даже в том, что я говорю на иврите, потому что до сих пор не могу говорить на иврите», — заключил он. «Но это только то, чему ты учишься от деда к отцу и к сыну. Это может быть небольшое пламя, но оно есть в каждом еврее. И оно проснулось во мне. Я сказал себе, что единственная причина, по которой я оказался там, где я есть, — это мое еврейство».
Шварц хотел обеспечить продолжение этого еврейского пламени и начал переговоры с Табибом о строительстве еврейского центра. Сначала обсуждения шли отлично, планы строились, но вскоре они зашли в тупик, и в сентябре 2018 года их пути разошлись. Несколько месяцев спустя посольство Израиля на Тайване провело церемонию в честь Международного дня памяти жертв Холокоста, и среди многих местных высокопоставленных лиц посольство пригласило раввина Табиба прочитать молитву в память о погибших. Табиб стоял на сцене и думал о своей бабушке, которой 101 год. И которая является единственным членом ее семьи, пережившим Аушвиц. В зале Шварц наблюдал за своим старым другом, и его поразило осознание. Через несколько дней он вызвал раввина к себе в кабинет. «Я хотел бы кое-что сказать Вам», — начал он. «Когда Вы поднялись на сцену мемориала Холокоста перед Ее Превосходительством Цай Ин-Вэнь, президентом Тайваня, и всеми другими гостями, я почувствовал что-то другое. Вы стояли в своем черном костюме, шляпе и с бородой, раскачиваясь взад-вперед и произнося молитву на иврите; Я посмотрел на Вас и понял — зрители здесь, они видят, что это еврей!»
Шварц объяснил, что для того, чтобы построить что-то в долгосрочной перспективе, оно должно быть последовательным. Системность делает его узнаваемым и обеспечивает его продолжение через испытание временем. Когда он увидел Табиба на сцене, то понял, что именно такая последовательность ему и нужна. «Если я хочу построить еврейский центр для еврейской общины, это должна быть модель», — заявил он Табибу. «Я хочу поддерживать пламя и убедиться, что еврейский центр останется еврейским в грядущих поколениях».
Материальное и духовное
Раввин и предприниматель вернулись к чертежному столу с новым соглашением. Шварц позаботится о создании красивого пространства, а Табиб позаботится о создании духовности. Конечным результатом стал шедевр, превосходящий все, что они когда-либо могли себе представить. «Люди приходят к нам и плачут», — говорит Шварц. «Они приезжают из Израиля, Америки или из разных уголков мира, и они действительно плачут. Они не могут поверить, что находятся на Тайване — в глуши еврейского мира — и входят в этот красивый еврейский общинный центр с большой еврейской звездой на здании и менорой. Затем они входят в дверь, и все, что они видят, это символы нашего народа. И это вызывает много эмоций и заставляет их чувствовать себя очень гордыми».
Шварц собрал коллекцию исторических религиозных артефактов со всего мира, в том числе коллекцию старинных свитков Торы и корон к ним, а также потрясающие библейские произведения искусства — все это выставлено в Еврейском музее центра. В течение недели центр заполнен студентами, туристами и правительственными чиновниками, которые приходят посмотреть и поучиться. Шварц надеется, что музей познакомит тайваньскую общественность с иудаизмом таким образом, чтобы предотвратить возникновение антисемитизма в будущем.
«Я дал обещание своей матери, которая обеспокоена растущим антисемитизмом в Соединенных Штатах. Я сказал ей: «Мама, в свое время я буду защищать хотя бы эту часть мира». На Тайване сейчас нет антисемитизма, и я надеюсь, что, представляя позитивную сторону иудаизма, мы сможем предотвратить его развитие». Шварц говорил об этом обещании на церемонии открытия, когда центр принял большую группу хабадских раввинов во время кульминации конференции эмиссаров «Хабада» в странах Восточной Азии. К ним присоединились раввин Моше Котлярский, вице-председатель «Merkos L’Inyonei Chinuch» — образовательного подразделения движения «Хабад-Любавич» — и раввин Менди Котлярский, исполнительный директор Merkos 302, которые сыграли важную роль в создании и развитии «Хабада» на Тайване. Вспоминая о том, что привело к этому важному моменту, Шварц говорит: «Есть красота в том, что может оставаться без изменений тысячи лет. Я счастлив, что у меня есть партнер из «Хабада», потому что я знаю, что через 100 лет они всё еще будут заниматься тем же самым».