Новости

Мейтар чествует французский город-побратим за спасение евреев во время Холокоста

17 апреля 2023, 19:00 Холокост
Поделиться

С 1940 до конца 1944 года жители города Шамбон-сюр-Линьон и окрестных ферм и деревень на юге центральной части Франции предоставили убежище примерно 5000 человек, в основном евреям, бежавшим от властей режима Виши и немцев, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Патрисия Голан.

Эта малоизвестная часть истории Холокоста известна не многим, но для некоторых жителей Мейтара, городка среднего класса в северном Негеве в 20 км. к югу от Беэр-Шевы, это большое дело. Это связано с тем, что Мейтар и Шамбон-сюр-Линьон являются городами – побратимами, и несколько жителей Мейтара ежегодно в течение многих лет посещают французскую деревню на Йом а-Зикрон, формируя тесную связь с нынешним и прошлым мэрами.

Отношения не афишировались

На протяжении многих лет отношения «городов – побратимов» даже не упоминались на ежегодных церемониях Мейтар, посвященных Дню памяти жертв Холокоста. Но несколько лет назад Шимон Перец, член муниципального совета Мейтара, был с визитом во Франции и, заинтересовавшись Шамбоном, решил самостоятельно посетить город. «Я никому не говорил, что еду, и ничего не организовывал, — рассказывает Перец, отставной офицер ЦАХАЛа. «Я остановился в местной гостинице, прогулялся по городу, а потом просто появился в муниципалитете. Тогдашний мэр Элиан Вокье пригласила меня в свой кабинет и рассказала мне свою историю».

Вокье, родом из Бельгии, не знала о происходившем в городе до тех пор, пока 20 лет назад не решила купить летний дом в горном курортном районе. «В то время люди очень мало говорили об истории спасения и защиты евреев во время войны», — рассказывает она в телефонном интервью. Объясняя, что, узнав об удивительном прошлом региона, она задумала создать музей, посвященный сохранению истории плато. «Было очень трудно сдвинуть эту идею с мертвой точки. Это было особенно сложно из-за глубокой кальвинистской веры жителей в смирение. Они не хотели хвастаться. Я пыталась убедить их, что если вы не расскажете историю, она исчезнет». Она решила участвовать в политической жизни города, чтобы развивать эту идею, и была избрана мэром.

Вокье, сама католичка, встретилась в Париже с членами Общества протестантской истории во Франции, затем с их молчаливого благословения сумела найти доноров для музея. Небольшой музей «Lieu de Memoire» открылся в 2013 году и был удостоен знака «Европейское наследие» Европейской комиссии. Именно после первой встречи Шимона Переца с Элиан Вокье он поклялся возвращаться в город каждый год. Помимо лет пандемии, он возвращался во Францию с небольшими группами жителей Мейтара, чтобы посещать Шамбон каждый День памяти жертв Холокоста. «Я делаю это один за свой счет. Нам нужно сказать спасибо», — констатирует он.

Наама Эльхаддад, член муниципального совета Мейтара, и ее муж Нетанель отправились в Шамбон в 2019 году. «Возобновление связи с муниципалитетом и людьми было очень трогательным», — говорит она. «Многие местные жители пришли на церемонию Йом а-Шоа, даже мэр, который подписал первоначальное соглашение, хотя он был очень болен».

Соглашение городов – побратимов

Соглашение о городе – побратиме между Шамбоном и Мейтаром было подписано в 2006 году. Оно последовало за инициативой жительницы Мейтара Угетт Эльхадад и ее партнера Ниссима Цвили, который был послом Израиля во Франции с 2002 по 2005 год. «Они пришли ко мне с идеей; Шамбон находится недалеко от французского города Лион, который является городом – побратимом Беэр-Шевы, это как наше расстояние от Беэр-Шевы», — вспоминает Соломон Коэн, который в то время был главой муниципального совета Мейтар и одним из основателей города. «Когда я услышал эту историю, я отправился в «Яд Вашем», чтобы увидеть мемориал и мемориальную доску, воздвигнутую в честь города, и решил представить идею соглашения Совету».

После церемонии подписания Коэн привел группу молодежи в Ле-Шамбон, принял тогдашнего мэра Шамбона Франциска Валла в Мейтаре и убедил ЕНФ посадить эвкалиптовую рощу в Мейтаре в честь соглашения. Коэн признает, что немногие жители Мейтара сегодня знают о связях с Шамбоном. «Я говорю по-французски, и некоторое время мы поддерживали контакты. Но как только в 2008 году к власти пришел новый мэр, проблема остыла», — объясняет Коэн.

Этика и практика спасения и укрытия беженцев имеют долгую историю в районе плато Виваре-Линьон в регионе Овернь-Рона-Альпы во Франции. Центральный город — Шамбон-сюр-Линьон. Риск, на который шли жители во время войны, был чрезвычайным; наказанием за укрывательство евреев была смерть, но, что удивительно, никто их не предал. Нигде больше в оккупированной Европе не происходило никаких других общественных усилий такого масштаба. Эта чрезвычайная храбрость стала достоянием общественности в 1990 году, когда «Яд Вашем» признал городок и его окрестности «Праведником народов мира». С тех пор 90 человек из Шамбона и его окрестностей были отмечены как «Праведники».

О Шамбон-сюр-Линьон сняты два фильма — документальный и беллетризованная драма, а также написана дюжина книг и исследований. Удаленное плато известно как La Montagne Protestante (протестантская гора), потому что оно было давным-давно заселено французскими гугенотами, спасавшимися от религиозных преследований со стороны католических властей. Его изолированное расположение сделало его идеальным убежищем, и они укрывали собратьев – гугенотов (кальвинистских протестантов) во время религиозных войн 16-18 веков. Во время войны этот район был частью «неоккупированной зоны» Виши, союзной Германии, до 1942 года, когда немцы полностью захватили страну.

Большинство протестантов в этом районе отказались сотрудничать с правительством Виши. Под руководством пастора Андре Трокме из Реформатской церкви Франции, его жены Магды и его помощника пастора Эдуара Тейса жители деревень предлагали убежище в частных домах, гостиницах, на фермах и в школах. Они считали евреев избранным народом, народом книги. Сельские жители также выступали против антиеврейской политики правительства, считая евреев преследуемым религиозным меньшинством. Они подделывали удостоверения личности и продовольственные карточки для беженцев, а в некоторых случаях переправляли их через границу в нейтральную Швейцарию. Беженцы были в основном евреями иностранного происхождения, большинство из них были детьми. Они были рассредоточены по небольшим изолированным деревням и фермам в гористой местности, окружающей Шамбон.

Всякий раз, когда жители городка узнавали о предстоящих визитах полиции Виши или рейдах немецкой полиции безопасности, беженцев отправляли в сельскую местность или прятали в подземных помещениях. Некоторых сопровождали до швейцарской границы. В этом регионе также укрылись члены французского Сопротивления, в том числе французские евреи, которые научились обращаться с оружием у ветеранов гражданской войны в Испании, также прятавшихся в этом районе.

В роковом случае, напоминающем историю Януша Корчака, знакомый израильтянам Даниэль Трокме был директором двух школ – интернатов в Шамбоне, в которых жили в основном еврейские беженцы. В июне 1943 г. войска гестапо совершили налет на одну из школ для старшеклассников, арестовав 18 учеников, в том числе шестерых евреев. Трокме не было на территории школы в то время, но хотя все уговаривали его бежать, он решил вернуться и присоединился к своим ученикам, которых отправляли из лагеря в лагерь. В конце концов Трокме умер в концентрационном лагере Майданек под Люблином.

В своем отмеченном наградами документальном фильме «Оружие духа», выпущенном в 1989 году, режиссер Пьер Соваж рассказывает о районе Шамбон-сюр-Линьон, о том, как христианская горная община в оккупированной нацистами Франции приняла и спасла тысячи евреев, включая Соважа и его родителей. Он называет это «заговором добра». В фильме Соваж берет интервью у пожилых Анри и Эммы Эритье, крестьянской пары, приютившей деревенского кузнеца и других евреев, а также заботившейся о семье кинорежиссера. «Мы никогда не просили объяснений, никто ничего не спрашивал, когда люди приходили просить о помощи», — говорит Анри в фильме. Когда режиссер спрашивает, почему они с большим риском для жизни укрывают евреев, Эмма лишь улыбается и пожимает плечами: «Мы к этому привыкли». Недавно обновленное широкоэкранный вариант «Оружия духа» 2023 года («Нешек Харуах») выйдет в ближайшие месяцы.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции