Марсель решил вспомнить «забытые» облавы на евреев во время Второй мировой войны
Это была одна из самых позорных, но наименее известных страниц нацистской оккупации Франции во время Второй мировой войны, пишет журналистка AFP Анн-Кристин Пужула.
Столетний Альберт Коррьери до сих пор живо помнит, как французская и немецкая полиция выселяла и арестовывала тысячи людей со всего Старого порта Марселя, в том числе сотни евреев, позже отправленных в лагеря смерти. «Я до сих пор вижу этих несчастных людей с узлами на спине после того, как немцы и французские коллаборационисты выбросили их на улицу посреди зимы», — рассказал Коррьери, которому в то время было 20 лет. После рейдов в январе 1943 года целый район вдоль одной стороны Старого порта был стерт с лица земли нацистами, которые видели в нем рассадник французского Сопротивления. Но поскольку свидетели умирают, левый мэр города Бенуа Пайан беспокоится, что об этом забудут. «Истории разрушения старых кварталов и облав 1943 года нет даже в школьных учебниках», — написал он в этом месяце. «Это было забыто в рассказах о Второй мировой войне».
Тем не менее по словам Пайана, это сравнимо с печально известными массовыми арестами евреев в Париже в июле 1942 года, о которых рассказывают во французских школах. В ходе рейдов менее чем за два дня на Велодроме д’Ив в столице Франции было задержано более 12000 человек, в том числе 4000 детей.
Разрушенный район
В этом году город Марсель организует серию мероприятий, в том числе фотовыставку, чтобы напомнить людям, что здесь тоже были облавы. Во время первого рейда в ночь на 22 января 1943 года французская полиция арестовала 1865 мужчин, женщин и детей в районе порта возле оперного театра, где проживала большая еврейская община. На следующий день немецкие войска окружили густонаселенный бедный район к северу от старой гавани, где жили докеры, в том числе многие итальянцы, а также были бары и публичные дома. Берлин считал его бастионом Сопротивления, а также «свинарником». Затем прибыла французская полиция и арестовала 635 человек. Рано утром 24 января немецкие солдаты и французская полиция разбудили весь район и силой эвакуировали 15000 его жителей, переведя их в заброшенный армейский лагерь примерно в 140 километрах к востоку от города. Затем власти взорвали 1500 зданий, опустошив территорию размером с 20 футбольных полей вдоль гавани. Большая часть района, где проживало 20 000 человек, превратилась в море щебня.
«Преступления против человечности»
После первых двух дней облав около 800 евреев были загнаны в вагоны для скота. Эли Ардитти, которому в то время было 19 лет, описал эту сцену. «Они забили их до такой степени, что нам пришлось поднять руки вверх, чтобы освободить место для вновь прибывших», — рассказал он. Затем «они бросили в фургон семь буханок хлеба и три консервные банки, а рабочий закрыл нас», — заявил он исследователям перед смертью. По его словам, когда поезд тронулся, все в вагоне читали «Кадиш», еврейскую траурную молитву по умершим. Ардитти удалось бежать, но всех остальных евреев перевезли в лагерь смерти Собибор в оккупированной нацистами Польше. Паскаль Луонго, адвокат выживших и потомков жертв марсельских облав, подал жалобу о «преступлениях против человечности» в генеральную прокуратуру Парижа в 2019 году. Он рассказал, что маловероятно, что расследование найдет кого-то, кто еще жив. Но это первый шаг. «Мы продвинулись очень, очень далеко, и только начало расследования преступлений против человечности позволило нам вернуться к этим событиям», — сказал Луонго, чей дед был насильственно эвакуирован из старого квартала у порта. Следующим шагом, по его словам, будет признание французским государством своей ответственности за эти события и включение марсельских облав в школьную программу.