Новости

Какова позиция нового премьер-министра Великобритании Лиз Трасс в отношениях с Израилем и британским евреем?

8 сентября 2022, 19:00 израиль - великобритания
Поделиться

Лиз Трасс, избранная 5 сентября новым премьер-министром Великобритании, является решительным сторонником Израиля и союзником еврейской общины, пишет журналист «The Times of Israel» Роберт Филпот.

Но Трасс, которая была избрана лидером правящей Консервативной партии и сменит Бориса Джонсона, когда королева Елизавета II официально пригласит ее сформировать правительство, по словам ее критиков, легкомысленно относится к своим принципам. Помимо ее предполагаемого оппортунизма, ожесточенная битва между Трасс и бывшим министром финансов Риши Сунаком за лидерство среди тори, разразившаяся летом, также подняла вопросы о ее явном недостатке политической глубины и зрелости. Попытка Трасс продемонстрировать свою поддержку британским евреям, изложенная в серии обещаний в прошлом месяце, например, подверглась критике со стороны некоторых слоев общества и охарактеризована одним опытным оппозиционным депутатом – евреем как «чепуха, вызывающая раскол в культурной войне».

Ее восхождение на высший уровень британской политики было закреплено в сентябре прошлого года, когда Трасс была назначена министром иностранных дел. В то время это было тепло встречено сторонниками Израиля в Великобритании. «Любой, кто верит в укрепление отношений между Великобританией и Израилем, должен быть в восторге от назначения Лиз Трасс новым министром иностранных дел», — заявил Иэн Остин, бывший член парламента от Лейбористской партии, который сейчас является независимым членом Палаты лордов и представителем премьер-министра по торговле с Израилем. «Нет никаких сомнений в ее поддержке Израиля и его права на самооборону».

«Уникальное партнерство»

В своем первом выступлении на ежегодной конференции Консервативной партии после того, как она стала министром иностранных дел, Трасс подчеркнула свою произраильскую позицию, поставив еврейское государство в ряд с небольшой группой либеральных демократий, таких как Австралия, НАТО и G7, когда она описывала новую «сеть свободы» для противодействия авторитарным государствам и «злоумышленникам». Несколько дней спустя она еще больше повысила статус Израиля, заявив, что у Великобритании «нет более близкого друга и союзника». Хотя ее период пребывания в Министерстве иностранных дел продлился всего год, Трасс редко допускала ошибки в отношении британских связей с Израилем. Например, в октябре прошлого года она подписала «меморандум о взаимопонимании» с тогдашним министром иностранных дел и будущим премьер-министром Израиля Яиром Лапидом, который обязал Великобританию и Израиль к более тесному сотрудничеству в области кибербезопасности, технологий, обороны, торговли и науки.

Впоследствии Трасс говорила об «уникальном партнерстве» Великобритании и Израиля. «И Великобритания, и Израиль — ориентированные вовне, патриотические нации, которые являются естественными партнерами – единомышленниками», — писала она в авторской статье в «Jewish News» ранее этим летом. В которой она также заявила, что с нетерпением ждет более тесного сотрудничества с моим другом Яиром на посту премьер-министра. Прошлой осенью Лапид и Трасс также заявили, что они будут работать «день и ночь», чтобы остановить ядерную программу Ирана — обязательство, к выполнению которого Израиль вскоре может призвать Великобританию, поскольку переговоры о возрождении соглашения с Ираном 2015 года о его ядерной программе достигли кульминации.

Трасс, тем не менее, стесняется говорить о том, как далеко она пойдет, чтобы остановить амбиции Тегерана, ограничившись тем, что в прошлом месяце сообщила «Jewish Chronicle», что в качестве премьер-министра она «сделает все возможное» с глобальными и региональными союзниками Великобритании, чтобы этого не произошло. Заявление Трасс о том, что как высокопоставленный министр правительства я всегда стремилась улучшить отношения между Великобританией и Израилем», — это не просто риторическая уловка.

До назначения в Министерство иностранных дел, Трасс возглавляла Министерство международной торговли Великобритании — созданное после «Брексита», отражающее недавно обретенную способность Великобритании заключать собственные соглашения о торговле — и активно настаивала на соглашении о свободной торговле с Израилем. Визит Трасс в еврейское государство в прошлом году для развития продолжающихся переговоров был ее первым визитом в Израиль и произошел вскоре после того, как британские министры снова начали международные визиты после пандемии.

Трасс недавно заявила, что в качестве премьер-министра она будет стремиться устранить торговые барьеры между Израилем и Великобританией и работать над «продвинутым соглашением о свободной торговле, которое поддерживает рабочие места и стимулирует рост». Трасс также использовала предвыборную кампанию, чтобы заявить о разрыве с текущей политикой правительства Великобритании, заявив, что она рассмотрит вопрос о том, будет ли Британия следовать за США в переносе своего посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Когда президент Дональд Трамп приказал Вашингтону перенести свое посольство в 2017 году, тогдашний премьер-министр Великобритании Тереза ​​Мэй раскритиковала этот шаг. Однако Трасс заявила в прошлом месяце организации «Консервативные друзья Израиля» (CFI), что, признавая «важность и деликатность» этого вопроса, она еще раз пересмотрит решение Великобритании остаться в Тель-Авиве.

Ее заявление вызвало предсказуемую критику со стороны бывших британских дипломатов, 10 из которых написали статью в «The Times», заявив, что следует подождать создания палестинского государства. В письме CFI Трасс также поддержала нападки Лапида на скандальный Специальный комитет ООН, расследующий действия Израиля в Газе, назвав его «институционально предвзятым и пустой тратой денег». «Представители ООН, неоднократно делавшие антисемитские высказывания, — заметила Трасс, — не должны играть никакой роли в рассмотрении деятельности Израиля».

Трасс также рассказала о своих усилиях по обеспечению того, чтобы Великобритания присоединилась к Израилю в борьбе с «антисемитизмом на международном уровне», выделив для критики Совет ООН по правам человека. «Такие органы, как Совет по правам человека, использовались для продвижения определенной повестки дня, которая откровенно содержит сильные элементы антисемитизма», — заявила она JC. Трасс также отметила, что, отстаивая свою позицию, ей пришлось «переубедить» чиновников Министерства иностранных дел, которые предостерегали ее от того, чтобы оставить Великобританию в международной изоляции.

Трасс также пообещала, что она ужесточит и без того жесткие правила Великобритании против BDS, заявив, что она позаботится о том, чтобы запланированные репрессии против местных властей, выбравших мишенью для своих действий Израиль, попали в своды законов. «Государственные органы не должны проводить такую ​​дискриминационную политику, которая идет вразрез с позицией этого правительства и сеет ненужные разногласия», — заметила она CFI. «Я позабочусь о том, чтобы это прекратилось».

Неуместная похвала?

Трасс говорит, что ее связи с еврейской общиной восходят к ее юности. Какое-то время она росла в Лидсе, городе на севере Великобритании со значительным еврейским населением, и утверждает, что у нее было «много» школьных друзей – евреев. «Сила еврейской общины — это сияющий свет в Британии, — заявила Трасс в прошлом месяце, — но еврейская община слишком долго была жертвой преследований». Она добавила, что, если она доберется до Даунинг-стрит, она постарается развеять опасения сообщества по поводу того, что антисемиты слишком часто не могут быть осуждены. «Как премьер-министр, — написала Трасс, — я сделаю все, что в моих силах, чтобы те, кто извергает явную ненависть к евреям, были быстро привлечены к ответственности в соответствии со всей силой закона». Трасс подкрепила это обещание обязательством улучшить образование по вопросам антисемитизма в школах и искоренить ненависть к евреям в британских кампусах.

Однако слова Трасс, восхваляющие еврейскую общину, и небрежная попытка приравнять еврейские ценности к ценностям Консервативной партии позволяют предположить, что неловкость нового премьер-министра на публичной сцене не ограничивается прошлыми странными замечаниями о британских рынках сыра, яблок и свинины, которые на какое-то время, сделали ее объектом насмешек. «Очень многие еврейские ценности являются консервативными ценностями, а также британскими ценностями, например, понимание важности семьи и постоянное принятие мер для защиты семейной ячейки; а также ценности упорного труда и самостоятельного открытия собственного бизнеса», – заметила она в заявлении в августе, в котором изложила свое видение сообщества. Как указал Еврейский совет по расовому равенству, Трасс нарисовала несколько монохромный портрет общины, что вызвало воспоминание об антиеврейских стереотипах. Аналогичное отсутствие ловкости было очевидно в ее заявлении о борьбе с «пробужденной культурой государственной службы, которая скатывается к антисемитизму». «Ассоциация первого дивизиона», умеренный профсоюз, представляющий высокопоставленных государственных служащих, обвинила Трасс в «разбрасывании необоснованных подстрекательских обвинений», которые иллюстрируют «отсутствие лидерства» и будут рассматриваться его членами как «оскорбительные и отвратительные».

Дама Маргарет Ходж, весьма уважаемый депутат – еврейка от Лейбористской партии и бывший министр при Тони Блэре и Гордоне Брауне, аналогичным образом предположила, что использование антисемитизма для «торговли «пропагандой правых против пробуждения» – это ниже пояса». Ходж добавила: «Самая старая форма расизма — это не инструмент для использования в чепухе, вызывающей разногласия в культурной войне». Но, возможно, самые осуждающие комментарии исходили от журналиста «The Times» Хьюго Рифкинда, сына сэра Малкольма Рифкинда, бывшего министра иностранных дел консерваторов еврея. «Приравнивание евреев к правым реакционным политикам — это то, что делают левые антисемиты», — написал он в своем твиттер-аккаунте. «Мне очень не нравится, что тори тоже этим занимаются».

Поспешное заявление для прессы от штаба кампании Трасс, в котором она попыталась разъяснить свои замечания, показало признание опасности того, что ее увидят заигрывающей в политику с такой чувствительной темой. Действительно, в знак того, насколько изменилась политическая сцена Великобритании после триумфальной победы тори на выборах в декабре 2019 года, лидер лейбористов Кир Стармер продемонстрировал более решительный подход к осуждению антисемитизма, чем недавние выступления Трасс. Этот сдвиг, кроме того, указывает на то, что, поскольку лейбористы избавляются от антисемитского багажа, времен ультралевого руководства предшественника Стармера Джереми Корбина, поддержка еврейских избирателей будет востребована на следующих всеобщих выборах, которые ожидаются в 2024 году.

В то время как некоторые рассматривали инцидент с обвинением государственных служащих в уклонении от «пробудившегося антисемитизма» как свидетельство политической наивности и незрелости Трасс — черты, которые, учитывая, что она дольше всех непрерывно работает министром в нынешнем правительстве, несколько своеобразны — она также выдвинул на первый план критику в адрес нового премьер-министра на протяжении всей кампании. Критики Трасс утверждают, что ее пристрастие к публичности приводит к тому, что она намеренно провоцирует споры. Она также неоднократно изображалась как политический оппортунист.

От «остаться» до «Брексита»

Выросшая в семье левых, Трасс присоединилась к левоцентристским либерал-демократам в качестве студентки, быстро поднявшись в рядах молодежного крыла партии. Однако без видимых объяснений Трасс в конце 1990-х годов перешла к консерваторам (по общему признанию, учитывая убедительную победу Блэра на выборах в 1997 году, это был самый подходящий момент для присоединения к тори). Либерал-демократы также традиционно были наименее произраильскими из трех основных партий Великобритании. Возможно, более серьезно Трасс активно выступала на референдуме 2016 года за то, чтобы Великобритания осталась в Европейском союзе. Хотя вряд ли это уникальное явление для партии тори в том, что она резко изменила свое мнение после получения результата, принятие Трасс самых жестких позиций по «Брекситу» поразительно. Действительно, в борьбе за лидерство ее поддержали крайние сторонники «Брексита», в то время как Сунак, который на самом деле выступал за выход Великобритании из ЕС, в конечном итоге подвергся нападкам, как если бы он голосовал за то, чтобы «остаться».

Даже летом, когда многие избиратели «отключаются» от политики, в стране, похоже, заметили предполагаемую беспринципность Трасс. Опрос, проведенный в минувшие выходные, показал, что менее одного из пяти голосовавших за тори в 2019 году считают ее принципиальной. Хотя представление о том, что Трасс является политическим флюгером, может не повлиять на ее позицию по отношению к Израилю, учитывая твердость партии тори в этом вопросе, политикам и дипломатам еврейского государства, возможно, следует остерегаться связанной с этим критики, с которой столкнулся новый премьер-министр. В то время как Британия сталкивается с цунами проблем — в первую очередь с ослабленной экономикой, стремительно растущими ценами на энергоносители и стоимость жизни — склонность Трасс говорить солнечными, оптимистичными фразами временами заставляла ее казаться несколько оторванной от реальности. Призывы смотреть на светлую сторону и надеяться на лучшее, конечно, не те советы, которые высоко ценятся в Иерусалиме.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции