Новости

«Когда кто-то предлагает вам 50 миллионов долларов, вы подписываете их письмо»: президент Тель-Авивского университета защищает пожертвования Абрамовича

16 июня 2022, 18:00 благотворительность
Поделиться

«Когда кто-то жертвует 50 миллионов долларов учреждению и просит вас, вместе с другими, подписать письмо — я не думаю, чтобы порядочный человек отказывался». Это слова ректора Тель-Авивского университета Ариэля Пората в связи с письмом, призывающим США воздержаться от финансовых санкций в отношении российско-израильского олигарха Романа Абрамовича, сообщает «Haaretz».

Порат, который выступил с комментариями на закрытом заседании сената университета, также резко раскритиковал решение Великобритании ввести санкции против Абрамовича и других российских бизнесменов после начала российской спецоперации на Украине, назвав это «очень странным популистским подходом». Позиция президента вызвала внутреннюю оппозицию и возобновила дискуссии о связи между филантропией и этикой.

«Подписание письма об иммунитете олигархов запятнало наше учреждение», — заявил на встрече профессор Йонатан Гошен-Готштейн. Один профессор сказал: «Мы должны служить моральным компасом. Мы не можем морализировать перед всем миром — и при этом поддерживать олигархов». Другой преподаватель добавил, что «необходимость пожертвований никто не оспаривает — но не любой ценой и на любых условиях. Стыдно, что научное учреждение готово продать свой престиж и положение в обществе за деньги».

В последние годы университет отклонил все протесты, осуждающие использование фамилии Саклера — считающегося виновником опиоидной эпидемии в США — применительно к зданию медицинской школы.

В конце февраля, через несколько дней после того, как Россия начала спецоперацию на Украине, «Channel 12» сообщил о необычном призыве к американскому послу в Иерусалиме Тому Нидесу: не допустить введения санкций против Абрамовича. Обращение подписали руководители семи учреждений, которые в прошлом пользовались покровительством миллиардера. В начале списка стояла подпись Пората, за ним следовали генеральный директор больницы «Шиба» профессор Ицхак Крайсс, председатель Яд Вашем Данни Даян, главный раввин Исраэль Лау, директор НПО «Элад» Давид Беэри и другие. Позже, после того как Великобритания объявила о новых санкциях против Абрамовича, Яд Вашем объявил о приостановке поступления крупного пожертвования от магната.

Если письмо Нидесу датировано 26 февраля, то его формирование началось еще раньше. В то время напряженность в отношениях между Россией и Украиной была ощутимой. В письме «выражается обеспокоенность» сообщениями о том, что США могут ввести санкции против Абрамовича. «Мы являемся примерами учреждений, которым Роман Абрамович принес пользу и которые давно связаны с ним», — говорится в нем. «Мы умоляем вас принять во внимание позицию и важность Романа Абрамовича для общества и Израиля. Мы предупреждаем, что любые действия против него будут не только несправедливыми, но и негативно повлияют на еврейский мир и Израиль».

В ответ профессор Порат заявил на встрече на прошлой неделе, что письмо было отправлено задолго до войны и что цель обращения к послу США заключалась в том, «чтобы они подумали, действительно ли правильно накладывать на него санкции». Вскоре после того, как письмо стало достоянием общественности, профессор Гошен-Готштейн попросил, чтобы факультет психологии провел обсуждение по этому вопросу, сообщили источники в университете. На прошлой неделе президент Порат сообщил о письме и пожертвовании «малому сенату» университета, состоящему из нескольких десятков старших профессоров.

Профессор Гошен-Готштейн ответил. Вся дискуссия длилась всего около 15 минут. Запись обсуждения попала в распоряжение «Haaretz». Абрамович пожертвовал университету около 50 миллионов долларов на строительство нового здания для центра нанотехнологий, которое будет носить его имя. В центре будет работать более 100 исследователей, и он «имеет большое значение для кампуса», заметил профессор Порат. Пожертвование, о котором сообщалось несколько лет назад, еще не пришло полностью. «За два месяца до начала войны было сделано еще одно пожертвование плюс обязательство завершить первое пожертвование», — рассказал президент. «Там и тут были вопросы журналистов по этому поводу», — добавил он. «Ответ таков, что, если кто-то пожертвует нам 50 миллионов долларов. И мы заключим с ним контракт и пообещаем, что здание будет названо в его честь — мы выполняем это обещание». «В самом человеке ничего не изменилось из-за начала войны», — пояснил Порат.

Он заметил, что цель санкций, наложенных на Абрамовича Великобританией «без суда и следствия» — «нейтрализовать влияние тех, кто может поддерживать российский режим». «С моей точки зрения, пожертвование университету никоим образом не поддерживает Россию». Он добавил, что «к сожалению, существует юридическое препятствие для получения денег от Абрамовича. Думаю, после окончания войны санкции будут сняты». «В письме поддержки, которое президент дал Абрамовичу, были пересечены «красные линии»», — заявил профессор Гошен-Готштейн, отметив «появление противоречия между филантропией и этикой». «Во время принципиальных моральных испытаний нет места отдельным нюансам в пользу Абрамовича. Весь западный мир пошел на войну против олигархов и не зря — они кошелек Путина и его прикрытие», — заявил он. «Олигарх или кто-то, кто его представлял, попросил руководителей учреждений написать письмо поддержки, потому что точно или приблизительно знал, чем занимается Путин, и позаботился о рекомендательном письме. Вопрос только в том, зачем соглашаться на это? Действительно ли деньги решают все?»

По словам Пората, «в 95% письма, если не больше, отмечается тот простой факт, что учреждения, которые мы возглавляем, получают пользу от пожертвований Абрамовича, и наложение на него санкций навредит нам. Именно это и происходит сейчас». Порат не уклонился от осуждения решения Великобритании ввести санкции против Абрамовича. «Удивительно, насколько низким может быть популизм в самых разных местах, включая кампус», — заявил президент. «Административный орган в Великобритании решает без какого-либо юридического процесса, де-факто, почти экспроприировать активы человека… кто думает, что подобное решение в другой стране должно обязывать университет в Израиле? Так что мое мнение отличается».

Старшие преподаватели раскритиковали поведение президента. «Письмо в поддержку Абрамовича не добавляет чести университету, особенно в то время, когда Путин руководит силами тьмы. Деньги застилают глаза мудрецам», — заметил один профессор. По словам другого преподавателя, после того, как Мемориал памяти жертв Холокоста Яд Вашем «отказался от пожертвования Абрамовича, этот импульс можно было использовать, чтобы, по крайней мере, сделать шаг назад в наших отношениях с олигархом». Третий профессор заметил, что заявление президента вызывает у него как гражданина и преподавателя, тревогу и разочарование. «Захочет ли университет принять пожертвование, например, от осужденного насильника? А как же неонацист? Ошибочно ограничивать дискуссию только юридическими вопросами… Университету необязательно браться за защиту Абрамовича. Немыслимо, чтобы, узаконивая олигархов, академический мир косвенно ассоциировал себя с преступными действиями».

На встрече на прошлой неделе профессор Порат сообщил присутствующим, что около двух месяцев назад, после написания письма в поддержку Абрамовича, он учредил «консультативный комитет» по пожертвованиям и этике, в состав которого входят «люди, которым я доверяю». Он отклонил просьбу о том, чтобы комитет находился под надзором сената университета. В ответ на запрос «Haaretz» Порат повторил то, что сказал на прошлой неделе, добавив: «Помимо замечаний одного человека, никто в сенате не счел правильным не согласиться со мной».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции