Техасский раввин: захвативший заложников человек становился «все более воинственным»
Раввин Чарли Сайтрон-Уокер, бывший среди четырех человек, взятых в заложники в синагоге «Бет Исраэль», заявил 16 января, что нападавший становился «все более воинственным» к концу 11-часового противостояния, и сообщил, что пленники сбежали, благодаря тренингам по безопасности, которые они прошли, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.
Власти идентифицировали человека, захватившего заложников, как 44-летнего гражданина Великобритании Малика Фейсала Акрама, который был убит вечером 15 января, после того, как последние заложники выбежали из синагоги около 9 часов вечера, и в здание ворвалась группа спецназа ФБР, по всей видимости, застрелившая его.
«На протяжении многих лет я и моя община участвовали в нескольких тренингах по безопасности, организованных Полицейским управлением Колливилля, ФБР, Антидиффамационной лигой и Сетью общинной безопасности», — говорилось в заявлении Сайтрон-Уокера, опубликованном поздно вечером 16 января. «Мы живы сегодня благодаря этим тренингам. Я призываю все еврейские общины, религиозные организации, школы и других участвовать в подобных тренингах», — заявил он. «В последний час нашего кризиса с заложниками преступник становился все более воинственным и угрожающим», — добавил Сайтрон-Уокер. «Без полученной нами подготовки мы не были бы готовы действовать, когда возникнет такая ситуация».
На просьбу уточнить, сбежали ли подозреваемые или были освобождены преступником, как указали некоторые чиновники и семья нападавшего, пресс-секретарь Сайтрон-Уокера заявил «The Times of Israel»: «Они сбежали». «Я не могу сказать больше, потому что ведется активное расследование», — добавил пресс-секретарь. Однако Кэти Шомон, представитель отдела по связям с общественностью ФБР, заявила «The Times of Israel», что нет никаких ограничений ФБР, которые могли бы помешать бывшим заложникам говорить.
В видеосюжете далласского телеканала WFAA видно, как люди выбегают из двери синагоги, а затем мужчина с пистолетом открывает ту же дверь всего через несколько секунд, прежде чем повернуться и закрыть ее. Через несколько мгновений раздалось несколько выстрелов, а затем взрыв. Застигнутый возле своего дома 16 января, Сайтрон-Уокер отказался подробно говорить об этом эпизоде. «Это немного ошеломляет, как вы можете себе представить. Вчера было невесело», — заметил он AP.
Президент общины Майкл Финфер, которого не было среди заложников, предположил, что Акрам не выбирал именно синагогу в качестве мишени, назвав нападение «случайным». «Мы знаем, что ситуация такого масштаба может усилить беспокойство, с которым многие из нас живут изо дня в день из-за антисемитизма», — заметил Финфер. «Важно отметить, что это был случайный акт насилия. Действительно, шанс на то, что преступник выберет нашу общину, был один на миллион. Кроме того, ФБР подтверждает, что он работал в одиночку». Его комментарии расходятся с мнением большинства чиновников, которые описали инцидент как преднамеренную антисемитскую террористическую атаку.
Президент США Джо Байден 16 января назвал захват заложников в синагоге в Техасе «актом террора», как и министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая осудила захват заложников как «акт терроризма и антисемитизма». На брифинге для журналистов глава Министерства внутренней безопасности США Алехандро Майоркас отказался комментировать «продолжающиеся усилия правоохранительных органов, мотивы нападения или личность причастного к нему человека». Брат нападавшего Гульбар опубликовал заявление от имени семьи, которое было размещено на странице мусульманской общины британского города Блэкберн в «Фейсбуке», в котором он осудил действия Акрама и принес извинения тем, на кого они повлияли. «Мы хотели бы сказать, что мы, как семья, не оправдываем никаких его действий. И хотели бы искренне и от всего сердца извиниться перед всеми жертвами, вовлеченными в этот прискорбный инцидент», — написал он. Гульбар сообщил, что они поддерживали связь с Акрамом во время захвата заложников через переговорщиков ФБР. И что, хотя его брат «страдал проблемами с психическим здоровьем, мы были уверены, что он не причинит вреда заложникам».
В заявлении также говорится, что Акрам был застрелен в перестрелке со спецназом ФБР на месте происшествия. Власти США до сих пор скрывали информацию о том, как погиб нападавший. «Мы не могли сказать ему или сделать что-то, что убедило бы его сдаться», — заявил брат Акрама. Ранее в тот же день Байден сообщил журналистам на мероприятии в Филадельфии, что он разговаривал с генеральным прокурором Мерриком Гарландом и получил краткое изложение «потрясающего сотрудничества между местными властями и ФБР». «Это был акт террора… и он был связан не только с кем-то, кто был арестован… 15 лет назад и находился в тюрьме 10 лет», – рассказал Байден, имея в виду требование Акрама во время захвата заложников, чтобы органы власти освободили Аафии Сиддики, гражданку Пакистана, заключенную в тюрьму на базе ВВС Карсвелл, примерно в 15 милях к юго-западу от Колливилля. «У меня нет всех фактов, но якобы… он получил оружие на улице, он купил его, когда приземлился», — сказал Байден, добавив, что в настоящее время трудно сказать, у кого Акрам купил оружие.
Гражданка Пакистана, известная правоохранительным органам как «Леди Аль-Каида», Сиддики была осуждена в 2010 году федеральным судом Нью-Йорка за покушение на убийство американских военнослужащих. В настоящее время она отбывает 86-летний срок, но ее брат через Совет по американо-исламским отношениям выступил с заявлением, в котором осудил нападение на общину «Бет Исраэль». «Мы хотим, чтобы захватчик заложников знал, что доктор Аафия Сиддики и ее семья решительно осуждают этот поступок и не поддерживают вас. Семья доктора Аафии всегда твердо выступала за освобождение своей сестры из-под стражи только законными и ненасильственными средствами», — говорится в заявлении. Настаивая на том, что нападение Акрама «было связано не только» с освобождением Сиддики, Байден, по-видимому, противоречил агенту Далласского ФБР Мэтью ДеСарно, который заявил журналистам вечером 15 января, что преступник «был сосредоточен исключительно на одном вопросе, и это не было конкретно связано с еврейской общиной». Белый дом не ответил на запрос о разъяснениях по этому поводу.
Байден рассказал, что он заявил Гарланду, «что мы не потерпим» таких нападений на синагоги и другие места отправления культа и что власти США способны справиться с «растущим антисемитизмом». Байден также рассказал, что позже в тот же день он поговорит по телефону с Сайтрон-Уокером. «Я не думаю, что имеется достаточно информации, чтобы понять, почему он напал на эту синагогу, почему он настаивал на освобождении человека, который находится в тюрьме более 10 лет, почему он использовал антисемитские и антиизраильские комментарии. У нас просто недостаточно фактов», — добавил Байден. Вскоре после того, как ФБР подтвердило происхождение Акрама, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс выступила с заявлением, в котором осудила нападение гражданина Великобритании, назвав захват заложников в Техасе «актом терроризма и антисемитизма». «Мои мысли с еврейской общиной и всеми, кто пострадал от ужасного нападения в Техасе», — написала Трасс в своем твиттер-аккаунте. «Мы поддерживаем США в защите прав и свобод своих граждан от тех, кто распространяет ненависть».
16 января премьер-министр Израиля Нафтали Беннет поговорил с Сайтрон-Уокером и губернатором Техаса Грегом Эбботтом. «Я был так рад услышать, что вы и другие заложники живы и здоровы. Ваше лидерство в этот кризисный момент было замечательным. Израиль един с еврейской общиной в Колливилле», — заявил он Сайтрон-Уокеру. «Я молился о вашей безопасности вместе с остальным Израилем. И мы так рады, что с вами все в порядке. Мы братья». В разговоре с Эбботом Беннет поблагодарил его за «решительные и профессиональные действия правоохранительных органов», которым удалось разрешить ситуацию без жертв. Беннет рассказал, что израильтяне внимательно следили за кризисом в Колливилле и, проснувшись утром 16 января, были очень рады, узнать хорошие новости о том, что заложники были освобождены целыми и невредимыми.