Новости

Американскую революцию разжег антисемитский памфлет утверждает британский историк

10 января 2022, 14:00 История
Поделиться

Американская революция была частично спровоцирована антисемитским памфлетом, утверждает британский историк в новой книге, защищающей короля Георга III, пишет в статье для «The Algemeiner» журналист Айра Столл.

Памфлет Томаса Пейна 1776 года «Здравый смысл» был бестселлером, который, по словам Бенджамина Франклина, оказал «большое влияние на умы людей в начале революции». Историк американской революции Бернард Бейлин писал, что он обладал «уникальной силой». В своей новой книге «Последний король Америки: неправильно понятое правление Георга III» Эндрю Робертс высмеивает «Здравый смысл» за то, что он называет «всем его антисемитизмом, абсурдным преувеличением, антикатолическим фанатизмом и ложными заявлениями об объективности». Пейн, пишет Робертс, «прямо обвинил евреев в установлении монархии». Робертс пишет, что при этом Пейн «обвинял старейших козлов отпущения в истории». В сноске Робертс пишет: «Упоминание Георга как фараона должно было напомнить читателям, что евреев нельзя обвинять в концепции монархии, учитывая, что египетская монархия предшествовала их монархии на столетия». Сейчас стало модным обвинять основателей США в ксенофобии.

В «Проекте 1619» «New York Times» первоначально утверждалось, что одна из основных причин, по которой колонисты решили объявить о своей независимости от Великобритании, заключалась в том, что они хотели защитить институт рабства. Это утверждение вызвало ожесточенные споры. По словам Столла он, как автор биографии одного из «отцов – основателей» Сэмюэля Адамса, и человек, изучавший американскую историю в колледже, до книги Робертса никогда не сталкивался с утверждением, что антисемитизм сыграл какую-либо роль в обретении независимости. Скорее наоборот: филосемитизм пуританских поселенцев в Новой Англии подчеркивали такие писатели, как Майкл Орен, Дэвид Гелернтер и Меир Соловейчик.

В конце концов Пейн выступил против всех «организованных» религий. Но идея о том, что «Здравый смысл» или его автор должны быть обвинены в причислении монархии к числу грехов евреев, кажется, Столлу «натянутой». Он отмечает, что в книге Шмуэля сказано: «И сказал весь народ Шмуэлю: помолись о рабах твоих пред Г-сподом, Б-гом твоим, чтобы не умереть нам, ибо мы добавили ко всем грехам нашим еще (это) зло, испросив себе царя. И сказал Шмуэль народу: не бойтесь, (хотя) вы совершили все это зло, но не отступайте от Г-спода и служите Г-споду всем сердцем вашим (1-я книга Шмуэля, 12:19-20). Ни Пейн и не «Здравый смысл» считали просьбу детей Израиля о монархе греховной; это прямо сказано в библейском тексте, подчеркивает журналист. Как писал сам Пейн в «Здравом смысле», «эти отрывки Писания прямолинейны и позитивны. Они не допускают двусмысленных толкований». Библия в 17-й главе книги «Дварим» требует, чтобы еврейский царь сидел на своем троне и писал копию свитка Торы, что, кстати, не совсем то, чем занимался Георг III, несмотря на все рассказы Робертса о библиотеках британского монарха и коллекционировании книг.

Обвинить «Здравый смысл» в антисемитизме за довольно точную передачу библейского скептицизма в отношении монархии было бы все равно, что обвинить британцев в антисемитизме за арест финансиста Хаима Соломона, поддерживавшего революцию. В книге Робертса Соломон не упоминается. Не будет антисемитизмом отметить, что евреи в Библии иногда ведут себя не совсем идеально. Во всяком случае, это интригующий аргумент Робертса, который энергично и творчески пытается реабилитировать репутацию Георга III. Эта задача — тяжелая работа, по крайней мере, для американской аудитории, особенно с приближением 250-летия революции в 2026 году. «Я думаю, – пишет Столл, – то, что Робертс полагает, что связь с антисемитизмом нанесет ущерб современной репутации Пейна (и репутации революционных читателей «Здравого смысла») чем поможет ей, говорит о чем-то положительном в современном обществе».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции