Новости

Почему фигурки «Счастливого еврея» более популярны в Польше, чем настоящие евреи

26 ноября 2021, 14:00 польша
Поделиться

В течение 10 лет польский гид Алисия Зиоло водила группы по ее родному Кракову, где статуэтки так называемых «Счастливых евреев» и изображения евреев, считающих деньги, являются любимым сувениром, пишет журналист «The Times of Israel» Мэтт Лебович.

«В доме моего отца есть небольшая картина, на которой еврей считает деньги», – рассказала Зиоло «The Times of Israel». «Он считает, что это должно принести удачу и процветание его семье». По словам Зиоло, за последние три года она увидела «негативный оттенок» безделушек польского производства. Под влиянием мнений туристов-евреев Зиоло также приняла участие в организованном общиной обсуждении этой темы с другими заинтересованными сторонами в сфере туризма в Кракове. «Разговоры с туристами-евреями заставили меня увидеть неуместность фигурок и картин», – заявила Зиоло. «Мне они не нравятся, и я думаю, что мы можем подняться над такими вещами».

До Холокоста в Польше проживало 3 миллиона евреев. Почти все они были убиты в построенных нацистами лагерях смерти, и сегодня в стране проживает менее 15000 евреев. Другими словами, в Польше, вероятно, больше «Счастливых евреев», чем живых евреев. По словам Зиоло, подобные фигурки укоренены в польском фольклоре. В частности, в Кракове проходит ежегодная пасхальная ярмарка, на которой фигурки евреев с пружинами вместо ног – чтобы имитировать молитву еврея – были популярными на протяжении веков. Важно отметить, что к фигуркам не прикрепляли монеты, и они продавались вместе с фигурками, представляющими другие этнические группы в Польше.

С 2017 года некоммерческая организация «CentrALT» стремится улучшить понимание стереотипов, стоящих за фигурками и изображениями «Счастливых евреев», со стороны магазинов. «CentrALT», известная тем, что решает острые проблемы в польско-еврейских отношениях, подала петицию в муниципалитет Кракова и в конечном итоге убедила власти объявить статуэтки и картинки антисемитскими. «Город, переживший такую ​​трагедию во время войны и Холокоста, должен осознавать, что определенные предметы, продаваемые в общественной сфере, воспринимаются через фильтр этих трагических событий», – говорится в июньском письме муниципалитета подписанном 49 должностными лицами. По их словам, «только сотрудничество и диалог позволят изменить общепринятые взгляды и удалить эти оскорбительные фигурки, а также антисемитские надписи/вывески на лавках».

После того как письмо было опубликовано, некоторые израильские СМИ сообщили, что продажа фигурок была запрещена в Кракове. Однако по словам соучредителя «CentrALT» Михаэля Рубенфельда, юридического механизма для запрета не существует, и попытки его ввести – плохая идея. «На самом деле запрета не было», – рассказал Рубенфельд. «Произошло то, что городские власти публично заявили, что статуэтки и картины являются антисемитскими, и они считают, что от них следует отказаться». По словам Рубенфельда, мэр Кракова Яцек Майхровски в прошлом выражал «теплые чувства» к «Счастливым евреям». В прошлом году Майхровски ответил на запрос члена парламента о статуэтках одобрительным обзором. «Покупка такой фигурки – это не что иное, как покупка талисмана, который должен волшебным образом обеспечить счастье и финансовый успех, что, скорее, говорит о положительном социальном восприятии их функций», – писал Майхровски. «Об этом свидетельствует и то, как представлены характеры таких евреев – веселые, дружелюбные старики вызывают теплые чувства, связанные, прежде всего, с находчивостью и трудолюбием», – написал мэр Кракова.

Три года назад Рубенфельд одевался «по-еврейски» и продавал свои изображения польским прохожим. Открыв киоск «Счастливый еврей», Рубенфельд продавал атрибутику под собственной маркой, в том числе кружки, любопытным полякам всех возрастов и записал об этом шутливый видеоролик. «Если люди наживаются на этом, так и я тоже могу сделать то же самое», – заявил Рубенфельд в видеоролике. «Провокация» Рубенфельда привлекла внимание советника мэра по культуре Роберта Пясковски, который начал работать с «CentrALT» над этим вопросом.

С конца 2019 года CentrALT провел три дискуссионных форума и создал несколько выставок, связанных с продажей «Счастливых евреев» в Кракове. Пясковский рассказал «The Times of Israel», что муниципалитет считает «Счастливых евреев» ответственными за «вскрытие незаживающих ран и создание болезненных ассоциаций с печально известной антисемитской пропагандой» нацистской Германии. По словам Пясковски, жители 130 стран называют Краков своим домом, и город проводит «очень последовательную политику памяти», когда речь идет о Второй мировой войне и Холокосте. Муниципалитет работает с полудюжиной местных еврейских организаций, чтобы «вместе вести переговоры об этой памяти», – заявил он, как это продемонстрировала ситуация со «Счастливыми евреями».

В октябре Марго Динерман съездила в Центральную Европу, включая места памяти Холокоста. Знакомство туристки из Калифорнии со статуэтками и картинками, изображающим евреев проходило не в Польше, а в 500 милях от нее, на исторической Вацлавской площади Праги. «Я видела фигурки из стекла, а также похожие на русских кукол», – рассказал Динерман. «Но меня больше всего беспокоили некоторые статуэтки, изображавшие ритуальный убой цыплят», – рассказала Динерман, заметив, что некоторые фигурки – например, евреи с клезмерскими инструментами – менее проблемны для нее. После Праги Динерман посетила Краков и городскую площадь Святой Марии. Прогуливаясь по легендарному рынку, Динерман увидела группу продавцов, продающих картины и статуэтки «Счастливого еврея». «Основная идея фигурок, которые я видела, заключалась в том, что все евреи богаты и контролируют мир», – рассказала Динерман, купившая фигурку, чтобы привезти ее домой. «Для меня это олицетворение моих ощущений от пребывания в Кракове. Я хочу, чтобы это было напоминанием о том, что эту историю никогда нельзя забыть», – отметила Динерман.

После геноцида европейского еврейства рынок «Счастливых евреев» ушел в подполье. С появлением «Счастливых евреев» в конце 1970-х годов польские предприниматели начали раз в неделю переворачивать картинки с изображением евреев вверх ногами, чтобы принести удачу. В старом городе Варшавы, на главной площади Замосца или на рынке Белостока «Счастливые евреи» – неотъемлемая часть сувенирных лавок. Ранее в этом году СМИ сообщили о свечах в виде «Счастливых евреев», которые в основном продаются в Польше через Интернет. Некоторые историки говорят, что для некоторых польских граждан фигурки отражают скорбь о гибели евреев в стране. Рубенфельд из «CentrALT» заявил, что согласен с такой оценкой. «Это звучит странно, но, учитывая, как мало Польша размышляла о психологических последствиях уничтожения польских евреев, образы «Счастливого еврея» начали вызывать у людей чувство комфорта и ностальгии по романтизированной довоенной реальности», – заметил он.

По словам Лены Рубенфельд, соучредительницы «CentrALT» со своим мужем, некоторые поляки рассматривают покупку «Счастливых евреев» как «дань уважения общине». «Это проблемный стереотип, но люди не видят в нем проблемы. Они видят в этом положительный момент и покупают их для своих друзей», – рассказала Лена Рубенфельд. Чтобы бросить вызов восприятию людьми «Счастливых евреев»в Кракове, «CentrALT» объявил публичный конкурс на создание«официального» нового городского еврейского сувенира. По словам Рубенфельда, рынок еврейских статуэток и картин стал настолько большим, что некоторые вещи сейчас производятся в Китае. «Мы пытаемся привлечь общество», – заявил Михаэль Рубенфельд. «Мы хотим изменить сознание покупателей и продавцов».

В киберпространстве в последние годы наблюдается ошеломляющее распространение продаж фигурки «Счастливого еврея». Согласно недавнему исследованию на эту тему, коннотации «финансового успеха», связанные с покупкой «Счастливых евреев» подпитывают тенденцию, которая включает в себя предложение покупателям подробных инструкций по «позиционированию» новых картин. По словам исследователей, «феномен торговли статуэтками евреев в Интернете является действительно современным, отражая трансформационный путь Польши от социалистической командной экономики к частному капиталистическому предприятию, наряду с текущими вкусами, покупательскими тенденциями и новыми методами маркетинга». Фигурки также продаются польскими торговцами на сайт онлайн-продаж «Etsy», что предполагает наличие рынка за пределами Польши для того, что некоторые продавцы называют «украшением для свадебного торта». По словам Михаэля Рубенфельда из «CentrALT», в целом, польские поделки на еврейскую тематику вызывают у людей множество откликов. «Честно говоря, если вы посмотрите на большинство изображений с деньгами, евреев редко изображают злонамеренными или «жадными до денег», и там, где еврей посмотрит на изображение еврея с деньгами и сразу увидит что-то негативное, нееврей в Польше может просто увидеть еврея», – заметил он.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции