Поскольку все больше израильтян выбирают чистое оливковое масло, чтобы зажечь ханукальную менору, фальсификаторы ухудшают продукт
В супермаркете Охад Давид спешит купить самое дорогое оливковое масло в магазине, пишет журналист JTA Кнаан Липшиц.
Он берет три бутылки отмеченного наградами бренда «Полуночная Коратина» по цене около 3 долларов за унцию. Но Давид, 40-летний страховой агент и отец пятерых детей, купил масло не из-за его вкуса. Подобно тысячам ортодоксальных евреев, которые покупают оливковое масло премиум-класса перед Ханукой, Давид купил его на 160 долларов только для того, чтобы сжечь – в меноре.
Соблюдающие израильтяне все чаще используют оливковое масло в своих ханукальных менорах вместо восковых свечей из-за его важности в истории праздника. Ханука, которая в этом году начинается вечером 28 ноября, является празднованием того, как Маккавеи, победив греков, смогли поддерживать огонь меноры в храме в Иерусалиме в течение восьми дней с помощью однодневного запаса масла, которое, как считается, было оливковым. «Галаха (еврейский закон) не требует использования оливкового масла для ханукальных менор, но в наших общинах это делают все», – заявил Давид. Те, кто следуют этому примеру, хотят использовать в своих менорах только 100% чистое оливковое масло (известное как «хануккиот») – и со временем цена на него в Израиле выросла из-за импортных пошлин и растущего спроса. В ответ некоторые производители разбавляют свое оливковое масло более дешевыми растительными маслами, не указывая всех ингредиентов, и заманивают потребителей более низкими ценами.
Продукт все еще может считаться кошерным, но он неприемлем для соблюдающих евреев, которые хотят использовать только чистое оливковое масло в своих менорах. «Соблазн обмануть клиентов огромен», – написал раввин Моше Бигель, эксперт по индустрии кошерной сертификации Израиля, в своем эссе 2020 года о секторе по производству оливкового масла в Израиле. Израильские власти ежегодно проводят проверки десятков брендов во время Хануки и часто обнаруживают, что масло, рекламируемое как чистое, содержит до 50% канолы или сои. Но, несмотря на штрафы и разглашение названий фирм-нарушителей в Интернете, это явление сохраняется. Для Давида и других членов его общины решение состоит в том, чтобы придерживаться эксклюзивных брендов, независимо от стоимости. «Вы знаете, что здесь нет темных делишек, потому что для них это предмет гордости, поэтому существует высокий уровень прозрачности и доверия», – заметил Давид.
Он открыл для себя «Птору» во время посещения их предприятий во время семейной поездки на север пустыни Негев, где расположены фабрика и рощи, примерно в 30 милях к юго-западу от Иерусалима. Как и многие фабрики по производству оливкового масла экстра-класса в Израиле, «Птора» предлагает туры и дегустации, чтобы повысить узнаваемость своего бренда. «Это волшебное место», – заявила Хани Ашкенази, владелица иерусалимского завода по производству оливкового масла, о рощах «Птор». Формально они являются конкурентами, но две компании сотрудничают в некоторых проектах, чтобы продемонстрировать свои сильные стороны. Олива – национальный символ, тесно связанный с более широкой сельскохозяйственной историей страны – она даже изображена на официальной эмблеме Государства Израиль.
Согласно отчету Министерства сельского хозяйства Израиля за 2019 год, израильское оливковое масло в среднем вдвое дороже, чем его европейские аналоги: в Израиле его стоимость составляет около 9 евро (примерно 10 долларов) за литр по сравнению с 5 евро во многих странах Европейского союза. Израиль проводит протекционистскую таможенную политику, направленную на создание равных условий для местных производителей. Согласно отчету Министерства за 2020 год, как производство, так и спрос на оливки в Израиле неуклонно растут. Ежегодно в Израиле продается около 30000 тонн оливкового масла, из которых около 12000 импортируется. Для сравнения, среднегодовое производство с 1990 по 2010 год составляло 5000 тонн. Средний показатель за последнее десятилетие составлял 16000 тонн в год. (Для сравнения, Египет, площадь которого в 47 раз превышающая площадь Израиля, производит около 20000 тонн оливкового масла в год. Италия производит около 340 000 тонн ежегодно, а крупнейшим производителем является Испания, ежегодно производящая около 1,7 миллиона тонн, или половину всего мирового производства.)
«В последние годы местные производители извлекли выгоду из растущего спроса на оливковое масло в целом и предпочтения израильских брендов в частности», – заметила Ашкенази, которая управляет своим заводом по производству оливкового масла в северном Негеве вместе со своим партнером Мушем. «Ханука — это еврейский праздник света, но это также праздник израильского оливкового масла», – отметила она. «Каждый год мы наблюдаем увеличение продаж, особенно в преддверии и во время Хануки». Доля покупателей, которые ищут его в качестве топлива для менор, неизвестна, но все чаще фирмы покупают упаковки израильского оливкового масла премиум-класса в качестве подарка к празднику для своих сотрудников, рассказала Ашкенази. Бизнес идет настолько хорошо, что Ашкенази говорит, что ей не нужны протекционистские налоги, взимаемые с импортируемой продукции. «Конкуренция — это хорошо, у потребителя должен быть выбор», – заключила она.