Новости

По меньшей мере девять бывших нацистов умерли в США в ожидании депортации. Трое демократов из Палаты представителей хотят знать, почему

3 ноября 2021, 10:00 сша
Поделиться

В 1992 году Управление специальных расследований Министерства юстиции США узнало, что продавец картофельных чипсов из Бруклина до переезда в США участвовал в ликвидации еврейских гетто в Польше, в том числе в Варшаве, Люблине и Ченстохове, сообщает «New York Jewish Week».

И были доказательства того, что он помогал другим эсэсовцам казнить от 50 до 60 евреев в овраге недалеко от Травников. Джека Реймера судили в 1998 году, и его лишили гражданства США в 2002 году. Апелляционный суд оставил решение без изменения в 2004 году, а в следующем году США пытались депортировать его. Он согласился уехать в Германию, но умер в августе 2005 года, прежде чем это произошло.

В то время он жил в Форт-Ли, штат Нью-Джерси, и умер в окружении своей семьи. Шестнадцать лет спустя три демократа из Палаты представителей от Нью-Йорка просят Государственный департамент изучить его документы, чтобы узнать, почему Реймер и восемь других нацистских военных преступников, которые были обнаружены живущими в США после войны были привлечены к ответственности, признаны виновными и депортированы, но затем им разрешили «с комфортом умереть в Соединенных Штатах». «Некоторые из этих людей находились в нацистских концлагерях», — писали они. «Другие участвовали в ужасающей ликвидации Варшавского гетто. Министерство юстиции без всяких разумных сомнений установило, что каждый из них внес свой вклад в зверства Холокоста… Мы признаем, что другие страны, возможно, просто не желали брать под стражу этих преступников после депортации из США, но мы приветствуем четкую картину дипломатического взаимодействия по этим делам, которое, тем не менее, не обеспечило их депортацию. Важно, чтобы Государственный департамент предоставил общественности полный отчет об этой серьезной несправедливости».

Письмо, адресованное госсекретарю Энтони Блинкену, было подписано председателем судебного комитета Джеррольдом Надлером, председателем фракции демократов Хакимом Джеффрисом и председателем комитета по иностранным делам Грегори Миксом. Пресс-секретарь Надлера заявил, что письмо было отправлено в ответ на просьбу избирателя.

Всех нацистских военных преступников преследовало Управление специальных расследований (OSI), которое было создано в 1979 году по настоянию конгрессмена-демократа из Бруклина Элизабет Хольцман. Хольцман заявила «Jewish Week», что приветствует новое расследование. «Я хотела бы узнать, есть ли документы о нацистских военных преступниках, которые не были открыты», — заметила она. «У правительства Соединенных Штатов есть долгая история защиты военных преступников. Эти документы необходимо сделать общедоступными, если они еще не опубликованы, чтобы ученые могли выяснить, что США сделали и чего не сделали».

Отвечая на вопрос об отказе других стран принять этих военных преступников, Хольцман заявила: «Реальный вопрос заключается в том, старалось ли правительство США заставить иностранные правительства принять их… Восстановление справедливости в отношении евреев и других людей, убитых нацистами, не было главным приоритетом. Об этой проблеме уже давно говорят и знают те из нас, кто упорно борется за то, чтобы привлечь их к ответственности». Она напомнила об истории эстонца Карла Линнаса, который более 30 лет работал землемером и спокойно жил в Гринлауне на Лонг-Айленде. Он приехал в США в 1951 году и стал натурализованным гражданином в 1959 году, солгав о своем прошлом — он утверждал, что был перемещенным лицом в результате войны – и не сообщил, что Советский Союз заочно приговорил его к смертной казни за военные преступления, совершенные под началом нацистов.

Свидетели установили, что Линнас руководил убийством 12000 заключенных – в основном еврейских женщин и детей – в концентрационном лагере Тарту в оккупированной нацистами Эстонии, которая была частью Советского Союза. Говорили, что он лично приказывал охранникам стрелять в заключенных, когда они становились на колени у края траншеи, в результате чего они падали прямо в могилы. Хольцман заметила, что Линнас «лично убивал евреев в траншее». После ареста в США в 1982 году суд лишил его гражданства и приказал депортировать его. СССР был готов принять его, но администрация Рейгана не хотела отправлять его туда в то время, когда СССР считался «империей зла».

Соединенные Штаты хотели отправить его в Панаму, «где он мог бы сидеть на пляже под пальмой и наслаждаться жизнью после убийства евреев», — рассказала Хольцман. «Итак, в первый или второй день Песаха, когда они знали, что все еврейские организации закрыты и некому было бы их остановить», они планировали отправить его в Панаму, — вспоминает Хольцман. «Но они забыли обо мне. Я пошла в свой офис, чтобы забрать какие-то бумаги, когда мне позвонили из Вашингтона и сказали, что Линнаса посадят на борт самолета в Панаму. В моем офисе работали неевреи, и мы позвонили в посольство Панамы… и получили возможность побеседовать с послом Панамы в США. Мы вылетели в Вашингтон в 2 часа дня, а затем получили известие, что правительство США решило не оправлять его в Панаму. Это то, к чему не было готово наше правительство, и мы сорвали заговор на Песах». В конце концов, Линнаса депортировали в СССР, но он заболел и умер от сердечной недостаточности в возрасте 67 лет, прежде чем его расстреляли. Всего OSI (которое в 2011 году было преобразовано в новый Отдел по правам человека и особым обвинениям) удалось привлечь к ответственности 109 бывших нацистов, проживающих в США и экстрадировали, выслали или вывезли 69 из них (остальные умерли до того, как их удалось выслать).

Последний случай произошел с 95-летним Фридрихом Карлом Бергером, который служил охранником концлагеря в Германии. В феврале его депортировали в Германию. Дело Реймера получило широкую огласку во время его ареста и суда; обозреватель Джордж Уилл высказал мнение, что суд «хорошо говорит об американском правосудии, которое не закроет дело о зверствах». Реймер родился на Украине и подал заявление на получение визы в США в 1952 году и стал гражданином в 1959 году, скрыв тот факт, что он был частью подразделения СС, состоящего из бывших советских военнопленных. Он прошел подготовку в специальном лагере в Травниках, Польша, и участвовал в истреблении евреев по всей Польше. Обвинения против Реймера были предъявлены в 1992 году, и на то, чтобы дело о его гражданстве дошло до суда, потребовалось шесть лет.

Среди наиболее убедительных доказательств против него была серия признаний, которые он сделал в 1992 году во время пятичасового допроса в OSI. В нем он признался, что стрелял из винтовки в человека из группы евреев, которые были собраны для казни возле Травников зимой 1941-1942 годов. «Вы прикончили его?» – спросили Реймера. «Боюсь, что да», — ответил Реймер. Позже он утверждал, что его вынудили сделать это заявление. И настаивал на том, что он «проспал» и поэтому не присутствовал, когда от 50 до 60 евреев были казнены в овраге в Травниках. Реймер, который когда-то владел франшизой по производству картофельных чипсов «Wise» в Бруклине, позже работал в ресторане «Schrafft’s», а затем стал его владельцем. Его судили в 1998 году, а в 2002 году Федеральный окружной суд Манхеттена лишил его гражданства. Апелляционный суд оставил это решение в силе в 2004 году, а в следующем году США пытались депортировать его.

В 2013 году, через восемь лет после смерти Реймера в Нью-Джерси, чиновник Министерства юстиции напомнил о его деле в своей речи в Мемориальном музее Холокоста в США. «Мы никогда не узнаем имена тех, кто был убит Реймером и его людьми, но мы знаем, что они тоже не дожили до свершения правосудия», — заявил Эли Розенбаум, директор по стратегии и политике обеспечения соблюдения прав человека секции по уголовным делам Отдела по правам человека и специальным обвинениям. Но Хольцман настаивает на том, что погибшие здесь нацисты не прожили свои последние дни в мире. «Им нужно было присутствовать на судебных заседаниях, свидетельства их зла неизгладимы, и их семья и соседи навсегда запомнили это», — сказала она. «На них стояла Каинова печать, а над головами висел дамоклов меч. И они никогда не знали, могут ли эти страны (которые отказались их принять) изменить свое мнение. Они были дискредитированы и опозорены. Они не могли успокоиться, потому что они никогда не знали, что может случиться».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции