Байден заявил премьер-министру Израиля, что у США есть варианты действий, если их дипломатия в отношении ядерной программы Ирана потерпит неудачу
Президент Джо Байден заявил премьер-министру Израиля Нафтали Беннету на переговорах в Белом доме 27 августа, что он ставит «дипломатию на первое место», чтобы попытаться обуздать ядерную программу Ирана, но, если переговоры потерпят неудачу, он будет готов обратиться к другим вариантам действий, сообщает «Reuters».
После однодневной задержки из-за взрыва террориста – смертника в Кабуле во время хаотичной эвакуации США из Афганистана Байден и Беннет провели свою первую встречу, стремясь перезагрузить американо-израильские отношения и уменьшить разногласия по поводу того, как бороться с ядерными амбициями Ирана. Напряженность осложнила отношения между предшественником Беннета, Биньямином Нетаньяху, который был близок к бывшему президенту Дональду Трампу, и последней демократической администрацией во главе с Бараком Обамой с Байденом в качестве его вице-президента. Но встречу затмила атака 26 августа возле аэропорта Кабула, в результате которой погибли по меньшей мере 92 человека, в том числе 13 военнослужащих США, что ввергло Байдена в самый тяжелый кризис за время его президентства.
«Миссия там … опасна, и теперь она повлекла за собой значительную потерю американского военного персонала, но это достойная миссия», – заявил Байден журналистам после переговоров с Беннетом. Американские военные, помогающие эвакуировать афганцев, отчаявшихся бежать от нового режима талибов, были готовы к новым атакам, и в пятницу вечером они нанесли удар с беспилотника по объекту «Исламского государства» на востоке Афганистана. Выступая перед журналистами в Овальном кабинете, оба лидера затронули тему Ирана, один из самых острых вопросов в переговорах между ними, но в основном они скрывали свои разногласия. Байден рассказал, что они обсудили «наше обязательство гарантировать, что Иран никогда не разработает ядерное оружие».
«Мы ставим дипломатию на первое место, и посмотрим, к чему это нас приведет. Но если дипломатия не удастся, мы готовы обратиться к другим вариантам», – добавил Байден, не вдаваясь в подробности. Позднее в заявлении Белого дома говорилось, что они также «рассмотрели меры по сдерживанию опасного поведения Ирана в регионе». Беннет, ультраправый политик, сменивший в июне правившего двенадцать лет Нетаньяху на посту премьер-министра, должен был оказать давление на Байдена в частном порядке, чтобы ужесточить его подход к Ирану и отказаться от переговоров, направленных на возобновление международного соглашения с Тегераном о его ядерной программе, из которого вышел Трамп. Переговоры между США и Ираном зашли в тупик, поскольку Вашингтон ожидает следующего шага со стороны нового президента Ирана.
«Я был рад услышать ваши четкие слова о том, что Иран никогда не сможет получить ядерное оружие», – заявил Беннет Байдену. «Вы подчеркнули, что попробуете дипломатический путь, но есть и другие варианты, если это не сработает», – добавил он, также не конкретизировав какие это возможности. Отходя от стиля Нетаньяху Беннет попытался уйти от агрессивного публичного стиля Нетаньяху и вместо этого уладить за закрытыми дверями разногласия между Вашингтоном и его ближайшим союзником на Ближнем Востоке. Но он был столь же непреклонен, как Нетаньяху, обещая сделать все необходимое для предотвращения создания ядерного оружия Ираном, который Израиль рассматривает как угрозу своему существования. Иран последовательно отрицает, что пытается создать бомбу.
Беннет заявил журналистам, что Израиль разработал «всеобъемлющую стратегию», чтобы удержать Иран от прорыва к ядерному оружию и остановить его «региональную агрессию». Ссылаясь на угрозы Израиля начать военные действия против Ирана и получаемую США военную помощь на миллиарды долларов, Беннет заметил: «Мы обязаны позаботиться о своей судьбе, но мы благодарим вас за инструменты… которые вы нам даете».
Этот визит дал Байдену возможность продемонстрировать, как обычно, деловые отношения с ключевым партнером, борясь с последствиями теракта в Афганистане. Его действия по свертыванию военного присутствия США там после 20 лет войны не только повредили его рейтингам в стране, но и подняли вопросы о его авторитете как среди друзей, так и среди врагов за рубежом.
Что касается израильско-палестинского конфликта, Байден и Беннет остаются далеки друг от друга. Байден, согласно заявлению Белого дома, вновь заявил о поддержке решения о создании двух государств после того, как Трамп дистанцировался от этого давнего принципа политики США. Беннет выступает против палестинской государственности. Байден лишь кратко упомянул этот вопрос в своем выступлении. Но Белый дом заявил, что он «подчеркнул важность шагов по улучшению жизни палестинцев». Беннет не упомянул палестинцев в своем выступлении.
Помощники Байдена пришли к консенсусу в том, что сейчас не время добиваться возобновления давно прерванных мирных переговоров или крупных уступок Израиля, которые могли бы дестабилизировать идеологически разнообразную коалицию Беннета. Но помощники Байдена в частном порядке заявляют, что надеются, что Беннет сделает хотя бы скромные жесты, чтобы помочь избежать повторения боевых действий между Израилем и ХАМАС в секторе Газа в мае этого года.
Хотя Белый дом не упомянул о сопротивлении Байдена дальнейшему расширению вопроса о еврейских поселениях на оккупированных землях, в его заявлении говорится, что президент подчеркнул «важность воздержания от действий, которые могут обострить напряженность». 49-летний Беннет, сын репатриантов из США, является активным сторонником поселений. Лидеры также обсудили «новые возможности» для расширения отношений Израиля с арабским миром, заявил Белый дом, после соглашений о нормализации, достигнутых при Трампе с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко и Суданом. Задержка встречи означала, что Беннет, ортодоксальный еврей, который не путешествует по субботам, останется в Вашингтоне до захода солнца 28 августа.