Совет директоров «Ben&Jerry’s» оспаривает заявление владельцев «Unilever» о том, что компания остается в Израиле
Американский бренд мороженого «Ben&Jerry’s» заявил 19 июля, что прекратит продавать свою продукцию на «оккупированной палестинской территории», заявив, что продажа там «несовместима» с ценностями компании. Однако, в тот же день председатель совета директоров «Ben&Jerry’s» Анурадха Миттал сообщил NBC, что заявление, где говорилось, что компания все же останется в Израиле, было опубликовано владельцами «Unilever» без консультации с советом директоров производителя мороженого, который намеревалось сделать другое заявление, в котором не упоминалось о намерении продолжать вести бизнес с еврейским государством.
Хотя многие компании и страны проводят различие между Израилем и его поселениями на Западном берегу, полный бойкот Израиля крупной западной компанией почти беспрецедентен в последние годы. Миттал заявил, что совет директоров в течение многих лет настаивал на прекращении продажи своей продукции в поселениях и намерен выпустить другое заявление. NBC, которая видела это заявление, отметила, что в нем не упоминается о пребывании в Израиле, и что оно сосредоточено на приверженности «Ben&Jerry’s» делу социальной справедливости. Миттал не исключил, что компания будет вести бизнес в Израиле в будущем с другим дистрибьютором, но подчеркнул, что такое решение должно быть согласовано советом директоров и что «Unilever» не имеет права брать на себя обязательства от имени «Ben&Jerry’s».
Миттал обвинил «Unilever», европейского гиганта потребительских товаров, купившего «Ben&Jerry’s» в 2000 году, в нарушении соглашения о покупке, которое позволяло компании сохранять контроль над своей социальной миссией, целостностью бренда и политикой, и подразумевало, что решение игнорировать волю совета директоров было расистским и сексистским. «Я опечален обманом, – заявил Миттал NBC. «Речь идет не об Израиле, а о нарушении соглашения о приобретении, которое сохранило душу компании», – сказал Миттал. «Заявление, выпущенное «Ben&Jerry’s» относительно ее деятельности в Израиле и на оккупированной палестинской территории (OPT), не отражает позицию независимого совета, и оно не было одобрено независимым советом», – говорится в отдельном заявлении совета директоров для NBC. «Занимая позицию и публикуя заявление без одобрения независимого совета директоров по вопросу, непосредственно связанному с социальной миссией «Ben&Jerry’s» и целостностью бренда, «Unilever» и ее генеральный директор в «Ben&Jerry’s» нарушают дух и букву соглашение о приобретении».
Миттал также сообщил, что совет директоров принял решение прекратить продажи продукции «Ben&Jerry’s» в израильских поселениях в июле прошлого года, но генеральный директор компании Мэтью Маккарти, назначенный «Unilever» в 2018 году, «так и не ввел это решение в действие». Компания «Unilever», имеющая очень большое присутствие в Израиле, позже опубликовала отдельное заявление, в котором выразила приверженность своему присутствию в Израиле. В нем не упоминается спор с советом директоров «Ben&Jerry’s». «Израильско-палестинский конфликт – очень сложная и чувствительная ситуация. Бренды «Unilever» доступны в более чем 190 странах, и во всех из них мы стремимся предоставлять потребителям необходимые продукты, которые способствуют их здоровью, благополучию и удовольствию», – заявила «Unilever». «Мы по-прежнему полностью привержены нашему присутствию в Израиле, где мы инвестировали в наших людей, бренды и бизнес в течение нескольких десятилетий».
««Ben & Jerry» была приобретена Unilever в 2000 году. В рамках соглашения о приобретении мы всегда признавали право бренда и его независимого совета директоров принимать решения относительно своей социальной миссии. Мы также приветствуем тот факт, что «Ben&Jerry’s» останется в Израиле», – отметила «Unilever». В первоначальном заявлении, сделанном «Unilever» от имени «Ben&Jerry’s», говорилось: «Мы считаем, что продажа мороженого «Ben&Jerry’s» на оккупированной палестинской территории (OPT) несовместима с нашими ценностями. Мы также слышим и осознаем озабоченность, которую разделяют с нами наши поклонники и надежные партнеры». «У нас давние партнерские отношения с нашим лицензиатом, который производит мороженое «Ben&Jerry’s» в Израиле и распространяет его в регионе. Мы работали над тем, чтобы изменить это, и поэтому мы проинформировали нашего лицензиата, что мы не будем продлевать лицензионное соглашение, когда оно истечет в конце следующего года», – говорится в заявлении. Однако компания заявила, что продолжит поставлять мороженое в Израиль, хотя и через другого дистрибьютора.
«Хотя продукция «Ben&Jerry’s» больше не будет продаваться на OPT, мы останемся в Израиле по другому соглашению. Мы поделимся обновленной информацией по этому поводу, как только будем готовы», – говорится в заявлении. Неясно, распространяется ли бойкот и на Восточный Иерусалим. Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, включая Старый город и его святые места, и считает весь город безраздельной столицей еврейского государства. Палестинцы заявляют, что восточная часть является столицей будущего государства, а международное сообщество рассматривает израильские районы там как поселения, что Израиль оспаривает. Нынешний дистрибьютор «Ben&Jerry’s» в Израиле осудил решение компании отказаться от лицензионного соглашения с ними. «Решение совершенно неприемлемо. «Ben&Jerry’s» решила не продлевать свое соглашение с нами через полтора года после того, как мы отказались от их требования прекратить распространение мороженного по всему Израилю», – говорится в сообщении. «Мы призываем израильское правительство и потребителей – не позволяйте им бойкотировать Израиль. Не допускайте попадания мороженого в политику». Дистрибьютор также призвал израильтян покупать мороженое местного производства.
Премьер-министр Нафтали Беннет выступил с заявлением, в котором говорится, что это решение было ошибкой. ««Ben&Jerry’s» решила позиционировать себя как антиизраильское мороженое», – заметил Беннет. «Это моральная ошибка, и я считаю, что она также окажется коммерческой ошибкой». «Есть много мороженого, но у нас только одна страна», – подчеркнул он. «Бойкот против Израиля… отражает, что они полностью сбились с пути. Бойкот не работает и не будет работать, и мы будем бороться с ним изо всех сил», – добавил премьер.
Министр иностранных дел Яир Лапид также осудил решение «Ben&Jerry’s», назвав его «позорной капитуляцией перед антисемитизмом, BDS (антиизраильским движением «Бойкот, отчуждение и санкции»), перед всем злом в антиизраильском и антиеврейском дискурсе». Министр иностранных дел заявил, что он попросит более 30 штатов США, в которых действуют законы, направленные против BDS, применить их против «Ben&Jerry’s». Законы требуют, чтобы штаты отказались от работы с компаниями, бойкотирующими Израиль. «Мы не будем молчать», – настаивал он.
Лидер оппозиции Беньямин Нетаньяху написал в своем твиттер-аккаунте: «Теперь мы, израильтяне, знаем, какое мороженое НЕ покупать».
В заявлении «Ben&Jerry’s» прямо не указано, что подтолкнуло компанию к этому решению, но в прошлом месяце организация под названием «Вермонтцы за справедливость в Палестине» призвала ее «положить конец соучастию в израильской оккупации и нарушениям прав человека палестинцев». «Как долго Ben & Jerry’s будет разрешать продавать мороженое израильского производства в поселениях только для евреев, в то время как палестинская земля конфискуется, палестинские дома разрушаются, а палестинским семьям в таких районах, как Шейх-Джарах, грозят выселением, чтобы освободить место для еврейских поселенцев?» – заявил в пресс-релизе от 10 июня глава организации Иэн Стоукс.
В заявлении от 19 июня организация отметила, что действия «Ben&Jerry’s» недостаточны. «Сохраняя присутствие в Израиле, «Ben&Jerry’s» продолжает участвовать в убийствах, заключении и лишении собственности палестинцев, а также в попирании международного права», – заявила активистка организации Кэти Шапиро. Компания «Ben&Jerry’s», основанная в 1978 году в Вермонте, была приобретена «Unilever» в 2000 году в результате уникальной сделки, которая позволяет ей работать более автономно, чем другие дочерние компании. Она использует эту независимость для выполнения культурной и социальной миссии, которая недавно включала решительную поддержку движения «Черные жизни важны», прав ЛГБТК+ и реформы финансирования избирательной кампании.