Вот, что «Ямина» и «Исраэль Бейтену» хотят изменить в отношениях религиозных кругов и государства
Проект коалиционных соглашений между «Еш Атид» и «Яминой» и «Еш Атид» и «Исраэль Бейтену» указывает на то, что в повестке дня предполагаемого правительства, которое, скорее всего, вскоре будет приведено к присяге, будут реформы по ключевым вопросам отношений религиозных кругов и государства, сообщает «The Jerusalem Post».
В коалиционном соглашении «Ямины» с «Еш Атид» упоминаются реформы системы гиюра, предоставления услуг кашрута и избрания главных раввинов. В соглашении «Исраэль Бейтену» с «Еш Атид» также упоминаются реформы кашрута и гиюра, но затрагивается гораздо более широкий круг вопросов взаимоотношений религиозных кругов и государства, включая положения, касающиеся гражданского брака, соглашения о доступе к молитве у Стены Плача, системы ультраортодоксального образования, а также торговли и общественного транспорта в шабат. Но в соглашении «Ямины» с «Еш Атид» также прямо говорится, что никакие реформы в этой сфере не будут проведены, если внутри коалиции не будет договоренности о внесении таких изменений. И что особенно важно, в коалиционном соглашении между «Яминой» и «Еш Атид» прямо говорится, что все стороны коалиции будут обязаны соблюдать это соглашение, и что, если коалиционные соглашения между «Еш Атид» и другими партиями противоречат соглашению с «Яминой», преимущественную силу будет иметь соглашение с «Яминой».
По сути, это означает, что желаемые «Исраэль Бейтену», а также партнерами из числа левых и либеральных партий перемены не будут реализованы, если «Ямина» не согласится с ними. Коалиционное соглашение «Ямины» с «Еш Атид» содержит четыре основных предложения по изменению в отношениях религиозных кругов и государства. Что касается гиюра, соглашение предусматривает, что новый министр по делам религии, которым, вероятно, будет депутат Кнессета от «Ямины» Матан Кахана, внесет закон, позволяющий проводить гиюр главным раввинам муниципалитетов. Это революционное предложение, которое вызвало сильную оппозицию со стороны главных раввинов Ицхака Йосефа и Давида Лау, а также ультраортодоксальных партий «Объединенный иудаизм Торы» и ШАС еще в 2014 году, когда такой закон выдвинул депутат Элазар Штерн.
Законодательство децентрализует контроль над гиюром и значительно ограничит влияние главных раввинов на этот процесс. Что особенно важно, это позволило бы либерально настроенным муниципальным главным раввинам проводить такую политику, как гиюр несовершеннолетних, и использовать более мягкие критерии гиюра в целом, против чего категорически выступает ультраортодоксальный истеблишмент. Это предложение совпадает с реформами гиюра, предусмотренными «Исраэль Бейтену» в его соглашении с «Еш Атид», поэтому теоретически внутри коалиции может существовать консенсус по этому вопросу.
В соглашении «Ямины» также говорится, что новый министр по делам религии будет предлагать закон для создания конкуренции на рынке надзора за кашрутом и унификации стандартов. Такой закон устранит монополию Главного раввината на надзор за кашрутом, в частности, возможность предприятий, находящихся под независимым надзором за кашрутом, в письменной форме объявлять себя кошерными, что запрещено действующим законодательством.
В соглашении добавлено, что будет внесен законопроект об изменении состава избирательного органа, избирающего главных раввинов, с конкретной целью избрать «главного сионистского раввина», то есть не ультраортодоксального. В настоящее время оба главных раввина являются выходцами из ультраортодоксального сообщества. Язык коалиционного соглашения «Ямины» указывает на то, что законодательные изменения будут направлены на избрание по крайней мере одного раввина из числа религиозных сионистов.
Наконец, соглашение «Ямины» предусматривает внесение изменений в Отборочную комиссию судей – раввинов. В нем говорится, что председателем комитета будет министр по делам религии, что предоставит Кахане значительные полномочия в процессе отбора. Кроме того, он обеспечит членство в комитете двух женщин – депутатов – одной из «Ямины», а другой – от другой коалиционной партии. Также будет принят закон, гарантирующий, что двое из четырех министров и депутатов от коалиции в комитете будут женщинами для повышения гендерного паритета в очень чувствительной организации.
В соответствие с тем, что Исраэль Бейтену уделяет большое внимание отношениям государства к религии, а также уделяет особое внимание изменению отношений государства с ультраортодоксами, его соглашение с «Еш Атид» включает ряд других неотложных вопросов, касающихся религиозной жизни в Израиле. В соглашении с «Исраэль Бейтену» говорится, что коалиция рассматривает «в качестве национальной цели преподавание основных предметов учебной программы для всех израильских учеников». Это отсылает к тому факту, что большинство ультраортодоксальных мальчиков не изучают основные предметы учебной программы, такие как математика, естественные науки, компьютерные науки или английский язык в начальной школе, как и подавляющее большинство ультраортодоксальных мальчиков во время учебы в старшей школе. Это ключевой вопрос для «Исраэль Бейтену», поскольку партия стремится сократить государственные субсидии для ультраортодоксального сектора, страдающего от бедности, в основном из-за низкого уровня присутствия мужчин из этого сектора на рынке труда. Ультраортодоксальное политическое и раввинское руководство категорически против любого вмешательства в его систему образования, и любые усилия по обеспечению преподавания основных предметов учебной программы могут привести к протестам и социальной напряженности.
Кроме того, соглашение «Исраэль Бейтену» требует принятия закона, разрешающего гражданские союзы, форму гражданского брака, в Израиле для пар, которые в настоящее время не могут вступать в брак в стране. Это позволило бы десяткам тысяч израильтян, выходцев из бывшего Советского Союза, которые не являются евреями по галахе, а также гомосексуальным парам и парам, которым Главный раввинат не разрешает вступать в брак по различным галахическим причинам, вступать в брак в Израиле. Хотя гражданские браки, заключенные за границей, признаны Министерством внутренних дел, ультраортодоксальные партии будут продолжать выступать против института гражданских союзов или гражданского брака в Израиле, если этот закон будет принят.
В соглашении «Исраэль Бейтену» с «Еш Атид» также говорится, что обе стороны обязуются разрешить работу общественного транспорта в шабат, что в настоящее время запрещено законом на большей части страны, и предоставить местным муниципальным властям право разрешать коммерческую деятельность, особенно торговлю, в шабат, что в настоящее время находится в ведении Министерства внутренних дел. Светское население возмущается таким положением дел, в то время как ультраортодоксальные партии настаивают на том, что запрет на общественный транспорт и торговлю в шабат сохраняют еврейский характер государства.
«Исраэль Бейтену» также настаивает в своей коалиционной сделке на выполнении соглашения о Стене Плача от 2016 года. Соглашение создало бы признанное правительством пространство для молитв неортодоксальных евреев у Стены Плача, значительно улучшило бы нынешнее место для этого и дало бы представителям реформистов и консерваторов место в руководящем комитете новой площадки. Хотя ультраортодоксальные партии первоначально согласились с этим, внутреннее давление в общине заставило их отступить, и они вынудили премьер-министра Биньямина Нетаньяху в 2017 году приостановить действие соглашения на неопределенный срок.