Свиток Торы, подаренный Джаредом Кушнером, прибыл в еврейскую общину Бахрейна
Бахрейнская еврейская община, расположенная в Манаме, 3 мая внесла свиток Торы, который бывший старший советник Белого дома Джаред Кушнер заказал в прошлом году для общины – в честь короля Хамада бен Исы Аль-Халифы – во время подписания Соглашений Авраама, в свою недавно отремонтированную синагогу, сообщает «The Jerusalem Post».
Бывший посол Бахрейна в США Худа Нону объявила об этом в своем твиттер-аккаунте, отметив, что новый свиток Торы обрел дом в отреставрированной синагоге «Дом десяти заповедей». Еврейская община в Бахрейне, островном государстве с населением около 1,5 миллиона человек, возникла 140 лет назад в конце 19 века, когда группа иракских евреев прибыла туда в поисках экономических возможностей. Многие из них были бедны и не имели образования, но нашли работу и, в конечном итоге, добились успеха в швейной промышленности. Дедушка лидера крошечной еврейской общины Бахрейна Эбрахима Дауда Нону, приехал, когда ему было12 лет вместе со своим дядей и нашел работу, собирая серебряные нити из выброшенных платьев и продавая их.
«Они были своего рода неудачниками, вышедшими из Ирака», — рассказал Нону о первых прибывших. «Другими словами, они ничего не добились в Ираке, поэтому они решили попытать счастья в Бахрейне». Меньшее количество евреев также прибыло в Бахрейн из Ирана примерно в то же время. По словам Нону, на пике своего развития в 1920-х-1930-х годах община насчитывала около 800 членов, хотя другие говорили, что их число достигало 1500. Хотя члены общины тесно общались с бахрейнскими мусульманами, в основном они женились внутри общины и жили недалеко друг от друга в Манаме. Члены общины продолжали говорить (и до сих пор говорят) на еврейском этнолекте иракского диалекта арабского языка. По словам Нону, в 1935 году член семьи Картье, еврейского клана, основавшего одноименную ювелирную компанию, приехал в Бахрейн в командировку и в конечном итоге пожертвовал деньги на строительство синагоги и приглашение раввина.
В течение следующих 10 лет община продолжала экономически процветать и собиралась в синагоге на богослужения. «Это было фантастическим временем для всех», — заявил Нону. Но все резко ухудшилось после голосования ООН 1947 года по разделу Палестины, когда было рекомендовано создать еврейское государство в тогдашней Палестине наряду с арабским. Этот шаг привел к антисемитским беспорядкам во всем арабском мире, в том числе в Бахрейне. Группа бунтовщиков – Нону сказал, что они были мигрантами из других арабских стран – сожгла синагогу дотла и украла единственный в стране свиток Торы.
Большая часть общины уехала после нападения или через полтора десятилетия после этого, поселившись в Израиле. Те немногие, которые остались, или их потомки, составляют около 50 евреев, живущих в стране. Существует действующее еврейское кладбище, но синагога, восстановленная отцом Нону в 1980-х годах, так официально и не открылась, и большая часть общины продолжает молиться дома. Нону отремонтировал здание, которое в начале этого года вновь открылось как молитвенный дом и музей.
Большинство членов общины сегодня преуспевают в финансовом отношении, и она продолжает быть представлена в Совете Шуры, в котором отведено по одному месту для представителей еврейского и христианского населения страны. Преемником Нону стала Худа Нону, которая позже стала послом Бахрейна в США. Ее сменила Нэнси Хедури, родственница влиятельной семьи Кадури, еврейской семьи иракского происхождения из Гонконга, которая впоследствии стала одной из самых богатых семей в Азии. Худа Нону и Хедури – двоюродные сестры Эбрахима Нону. «Для меня действительно большая честь быть частью законотворческого процесса с моими коллегами, принадлежащими к разным конфессиям, где мы все пользуемся равенством и свободой выражения мнений и где мы продолжаем стремиться к разработке законов, которые будут выполняться, которые будут справедливыми, служащими наилучшим интересам нашей страны и всех граждан, независимо от религиозных различий», — написала Хедури JTA в электронном письме.
Тем не менее местная еврейская община стареет, поскольку многие молодые люди уезжают учиться за границу и часто после учебы предпочитают остаться в других странах, включая детей Нону, которые живут в Соединенном Королевстве. «Надеюсь, они скоро вернутся», — заметил он. Нону надеется, что новое соглашение с Израилем изменит эту тенденцию и что планы по строительству «Дома семьи Авраама», места, где разместятся церковь, мечеть и синагога в соседних Объединенных Арабских Эмиратах, могут привлечь больше евреев к поселению в Персидском заливе.
Со своей стороны, Нону не думает, что переедет куда-то еще. «Наша религия – еврейская, но на самом деле наша культура очень арабская, и мы чувствуем себя как дома», — подчеркнул он. «Честно говоря, я не могу представить себя живущим где-нибудь еще».