Новости

Берни Мэдофф, который организовал финансовую пирамиду на 16 миллиардов долларов, умер в тюрьме на 82-м году жизни

15 апреля 2021, 17:00 некролог
Поделиться

Берни Мэдофф, финансист, который признал себя виновным в организации масштабной финансовой пирамиды, умер в федеральной тюрьме рано утром 14 апреля, сообщил «Associated Press» человек, знакомый с этим вопросом. Мэдофф умер в Федеральном медицинском центре в Батнере, Северная Каролина, по-видимому, от естественных причин, сказал этот человек, говоривший с AP на условиях анонимности.

В прошлом году адвокаты Мэдоффа подали в суд документы, чтобы попытаться освободить 82-летнего мужчину из тюрьмы во время пандемии Covid-19, заявив, что он страдал от терминальной стадии почечной недостаточности и других хронических заболеваний. Эта просьба была отклонена. Мэдофф признал, что за десятилетия обманул тысячи клиентов на миллиарды долларов инвестиций в рамках крупнейшей частной финансовой пирамиды в истории. Назначенный судом доверительный управляющий взыскал более 13 миллиардов долларов из примерно 17,5 миллиарда долларов, вложенных инвесторами в бизнес Мэдоффа. На момент ареста Мэдоффа, его клиенты были уверены, благодаря фальшивым выпискам со счетов, что у них есть активы на сумму 60 миллиардов долларов.

На протяжении десятилетий Мэдофф пользовался имиджем финансового гуру, добившегося успеха самостоятельно, чьё «прикосновение Мидаса» бросало вызов рыночным колебаниям. Бывший председатель фондовой биржи Nasdaq, он привлек легион преданных клиентов – от пенсионеров из Флориды до знаменитостей, таких как кинорежиссер Стивен Спилберг, актер Кевин Бейкон и бейсболист Сэнди Куфакс. Но в 2008 году его инвестиционный консалтинговый бизнес был разоблачен как многомиллиардная финансовая пирамида, которая уничтожила состояния людей и разрушила благотворительные организации и фонды. Его так возненавидели, что ему пришлось носить бронежилет во время суда.

Мэдофф признал себя виновным в марте 2009 года в мошенничестве с ценными бумагами и других обвинениях, заявив, что он «глубоко сожалеет и стыдиться». После нескольких месяцев проживания под домашним арестом в его пентхаусе на Манхэттене за 7 миллионов долларов, он был отправлен в тюрьму в наручниках под аплодисменты разгневанных инвесторов в зале суда. «Он воровал у богатых. Он воровал у бедных. Он воровал у всех. У него не было никаких ценностей», – заявил судье, при вынесении приговора, бывший инвестор Том Фицморис. «Он обманывал своих жертв, чтобы они с женой могли жить в невероятной роскоши». Окружной судья США Денни Чин не проявил милосердия, приговорив Мэдоффа к 150 годам тюремного заключения. «Здесь должен быть послан сигнал о том, что преступления г-на Мэдоффа были чрезвычайно греховными и что такого рода безответственные манипуляции с системой — это не просто бескровное финансовое преступление, которое происходит только на бумаге, но преступление, которое вызвало ошеломляющие человеческие жертвы», – заявил Чин.

Мэдоффы также сильно пострадали: в июне 2009 года судья вынес постановление о конфискации имущества на сумму 171 миллиард долларов, лишив Мэдоффа всего его личного имущества, включая недвижимость, инвестиции и 80 миллионов долларов активов, про которые его жена Рут утверждала, что они принадлежали ей. Суд оставил ей 2,5 миллиона долларов. Скандал также нанес личный ущерб семье: один из его сыновей, Марк, покончил с собой во вторую годовщину ареста отца в 2010 году. А брат Мэдоффа, Питер, который помогал управлять бизнесом, был приговорен к 10 годам тюремного заключения в 2012 году, несмотря на заявления, что он был в неведении относительно проступков своего брата. Другой сын Мэдоффа, Эндрю, умер от рака в возрасте 48 лет. Рут все еще жива. Мэдоффа отправили отбывать наказание в Федеральный исправительный комплекс Батнер, в Северной Каролине. На сайте федеральной тюрьмы была указана его вероятная дата освобождения – 11 ноября 2139 года.

Мэдофф родился в 1938 году в еврейском районе Квинса, где жили люди среднего класса. В финансовом мире история его восхождения к известности – как он уехал на Уолл-стрит с Питером в 1960 году с несколькими тысячами долларов, сэкономленными благодаря работе спасателем и установке разбрызгивателей – стала легендой. «Это были двое борющихся детей из Квинса. Они много работали», – заявил Томас Морлинг, который тесно сотрудничал с братьями Мэдофф в середине 1980-х годов, настраивая и запуская компьютеры, которые сделали их фирму надежным лидером в сфере внебиржевой торговли. «Когда Питер или Берни говорили что-то, что они собирались сделать, их слово было обязательством», – подчеркнул Морлинг в интервью 2008 года. В 1980-х годах компания «Bernard L. Madoff Investment Securities» занимала три этажа высотного здания в центре Манхеттена. Там он вместе со своим братом, а затем двумя сыновьями вел законный бизнес в качестве посредника между покупателями и продавцами акций.

Мэдофф повысил свой авторитет, использовав опыт для запуска «Nasdaq», первой электронной фондовой биржи, и стал настолько уважаемым, что консультировал Комиссию по ценным бумагам и биржам по этой системе. Но чего SEC так и не узнала, так это то, что за кулисами, в отдельном офисе, запертом на ключ, Мэдофф тайно плел «паутину» фантомного богатства, используя деньги новых инвесторов для выплаты прибыли старым.

Власти заявили, что за эти годы Мэдофф получил не менее 13 миллиардов долларов в качестве инвестиций. Старый компьютер IBM выдавал ежемесячные отчеты, показывающие стабильную двузначную прибыль даже во время рыночных спадов. По состоянию на конец 2008 года, согласно отчетам, на счетах инвесторов было 65 миллиардов долларов. Однако, на самом деле ценные бумаги никогда не покупались и не продавались. Финансовый директор Мэдоффа Фрэнк Дипаскали в 2009 году признал себя виновным в том, что отчеты, детализирующие сделки, были «фальшивыми». Его клиенты, многие из которых были евреями, как и сам Мэдофф, заявили, что не знали об этом. Среди них был лауреат Нобелевской премии мира и переживший Холокост Эли Визель, который вспомнил, как встретил Мэдоффа на ужине, где они говорили об истории, образовании и еврейской философии, а не о деньгах. Мэдофф «произвел очень хорошее впечатление», – рассказал Визель во время дискуссии по поводу скандала в 2009 году. Визель признался, что поверил «мифу, который он создал вокруг себя, что все было таким особенным, таким уникальным, что это должно было быть секретом».

Как и многие его клиенты, Мэдофф и его жена вели роскошный образ жизни. У них была квартира на Манхеттене за 7 миллионов долларов, поместье за ​​11 миллионов долларов в Палм-Бич, Флорида, и дом за 4 миллиона долларов на окраине Лонг-Айленда. Был еще один дом на юге Франции, частные самолеты и яхта. Все рухнуло зимой 2008 года, когда в квартире Мэдоффа в Верхнем Ист-Сайде произошло драматическое признание. На встрече со своими сыновьями он признался, что его бизнес — это «всего лишь одна большая ложь». После встречи адвокат семьи связался с регулирующими органами, которые уведомили федеральную прокуратуру и ФБР. Мэдофф был в купальном халате, когда два агента ФБР без предупреждения постучались в его двери декабрьским утром. Он пригласил их войти, а затем признался после того, как его спросили, «есть ли невинное объяснение», – говорится в заявлении о возбуждении уголовного дела. Мэдофф ответил: «Нет никакого невинного объяснения».

С самого начала, Мэдофф настаивал на том, что действовал в одиночку, – чему ФБР никогда не верило. Пока агенты просматривали документы в поисках доказательств более широкого заговора и допрашивали Дипаскали, скандал превратил Мэдоффа в изгоя, испарил многие состояния, уничтожил благотворительные организации и подтолкнул некоторых инвесторов к самоубийству. Был назначен доверительный управляющий для взыскания средств – иногда путем подачи иска к хедж-фондам и другим крупным инвесторов, которые оказались в плюсе, – и распределения этих доходов между потерпевшими.

Поиск активов Мэдоффа «вскрыл лабиринт взаимосвязанных международных фондов, институтов и организаций практически беспрецедентной сложности и широты», – заявлял управляющий Ирвинг Пикард в отчете за 2009 год. В отчете говорилось, что доверительный управляющий обнаружил активы и предприятия, «представляющие интерес», в 11 странах и на других территориях: Великобритании, Ирландии, Франции, Люксембурге, Швейцарии, Испании, Гибралтаре, Бермудских островах, Британских Виргинских островах, Каймановых островах, Багамах. К Мэдоффу было подано более 15400 исков.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции