Новости

Дочь Амоса Оза возражает против утверждения сестры о «серийном насилии» со стороны отца

18 марта 2021, 18:00 литература
Поделиться

Фаня Оз-Зальцбергер, старшая дочь израильского писателя Амоса Оза, 17 марта опровергла утверждения своей сестры Галии Оз о том, что ее избивал отец, назвав их «набором лживых утверждений», сообщает «The Times of Israel».

Ответ Оз-Зальцбергер последовал после того, как она, ее мать и ее брат в прошлом месяце оспорили утверждения, сделанные ее младшей сестрой в новой автобиографии под названием «Что-то, замаскированное под любовь», которая пошатнула образ писателя в Израиле, где он считается одним из самых известных писателей страны и постоянным претендентом на получение Нобелевской премии. Оз умер от рака в 2018 году. В длинном посте на своей странице в «Фейсбуке» под заголовком «Что-то замаскированное под правду» Оз-Зальцбергер написала, что утверждения книги являются «ужасной грамматической уловкой». «Превращение одноразового прошлого в непрерывное прошлое. От «он ударил меня однажды» до «он бил меня раньше» и «он всегда бил меня», – писала она.

В качестве доказательства того, что ее сестра не боялась жестокого обращения со стороны Оза, она отметила, что Галия и ее муж оставляли своих детей на попечение бабушки и дедушки, «младенцами, малышами и детьми». «Бесчисленные дни и ночи в доме психопата и его сообщницы», – саркастически написала Оз-Зальцбергер.

Оз-Зальцбергер, профессор истории Университета Хайфы, отметила, что она не отрицает два из трех утверждений, сделанных в книге, – что ее отец тащил Галию вниз по ступенькам их дома в кибуце Хульда, и что он вылил на нее холодный кофе. Но она отвергла третье обвинение в том, что он избивал их мать. Их отец вытащил Галию, которой тогда было восемь лет, на крыльцо и назвал ее «мусором», – рассказала она. Но Оз-Зальцбергер, которой в то время было 11 лет, добавила, что она так хорошо запомнила это, потому что это был «единственный в своем роде» инцидент. Что касается чашки холодного кофе, Оз-Зальцбергер заметила, что она не присутствовала, но верит рассказу своей сестры и общего знакомого. Но она написала. «Есть только одна проблема. Это единственные два инцидента, в которых Абба (папа) применил насилие против Галии. Как и по книге Галии, так и по моей памяти».

Оз-Зальцбергер подчеркнула, что не было «практики садистского насилия», включая эмоциональное насилие. Что касается третьего пункта, то, что Оз избивал их мать, она написала, «это необходимо удалить». «Абба (папа) не бил Имму (маму)», – написала она. «Вспыхивали ссоры, иногда жестокие, а высоко над ними простиралась мирная беседка глубокой и захватывающей любви к жизни», – подчеркнула Оз-Зальцбергер. «Пока он не испустил свой последний вздох, пока мы с мамой держали его за руки». Оз, вспомнила она, всего два раза ударил ее по лицу в детстве. Однажды, когда ей было четыре года, она увела группу своих друзей, выведя их из кибуца и поведя дальше по дороге, пока проезжающий пикап не увез их всех домой. Некоторые обезумевшие родители, ожидающие возвращения в кибуц, побили своих детей, когда те вернулись, в том числе и Оз. Когда он ударил, то сказал: «Я хочу, чтобы эта пощечина напомнила тебе, как важно быть очень осторожной в своей жизни». Она написала: «И я тут же простила его».

Второй раз, писала она, был 6 октября 1973 года, в разгар Войны Йом-Кипур, когда она услышала срочный разговор, который вёл её отец с другим членом кибуца. Ей было 13 лет, она потребовала рассказать, о чем они говорят, и Оз ответил пощечиной, «которую он определенно хотел дать арабским странам, премьер-министру Голде Меир и министру обороны Моше Даяну». «Я была в ярости», – написала Оз-Зальцбергер. «На мгновение я решила, что теперь я за сирийцев». Оз служил резервистом танковых частей, сражаясь против сирийцев на севере страны во время трехнедельного конфликта, который принес израильтянам тяжелые потери. «Когда он (Оз) вернулся домой в конце октября, долгие часы сидел на полу в грязной униформе и молчал – тогда я полностью его простила», – написала Оз-Зальцбергер.

В автобиографии Галия Оз подробно описывает предполагаемые злоупотребления, написав: «В детстве мой отец бил, проклинал и унижал меня». «Жестокое обращение было изобретательным: он тащил меня по дому и бросал на крыльцо. Он называл меня мусором. Он не терял самообладания, и это была не случайная пощечина, а практика серийных издевательств», – заявила она.

Вдова Оза и двое других детей выступили против изображения писателя как жестокого отца. «Мы знали другого отца. Теплый, любящий, внимательный папа, который любил свою семью», – написала вдова Нили Оз в заявлении в прошлом месяце, которое также подписали Оз-Зальцбергер и Даниэль Оз. Даниэль Оз написал в февральском посте на своей странице в «Фейсбуке»: «Мой отец был не ангелом, а всего лишь человеком, но он был лучшим человеком, которого я знаю». «Галия вспоминает, что испытала на себе строгое и жестокое воспитание со стороны отца. Я уверен – я знаю – что в ее словах есть доля правды. Не стирайте ее. Но и нас не стирайте», – написал Даниэль Оз.

Оз был самым читаемым и самым известным израильским писателем, и после его смерти в 2018 году президент Реувен Ривлин назвал его «величайшим писателем страны». Премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал Оза «одним из величайших писателей» в истории Израиля. Он получил десятки наград, в том числе Премию Израиля и немецкую премию Гете, а его книги переведены на 45 языков. Его неоднократно упоминали как ведущего кандидата на Нобелевскую премию по литературе, но она ускользала от него. Родившийся как Амос Клаузнер в Иерусалиме в подмандатной Палестине в 1939 году, он использовал город в качестве фона для многих своих произведений, включая «Черный ящик» (1987) и «В земле Израиля». Оз также был одним из самых ярых левых активистов страны и сторонником решения о сосуществовании двух государств. За полувековую карьеру Оз опубликовал более 35 книг, в том числе 13 романов, а также детские книги и сборники рассказов, а также сотни статей на литературные и политические темы.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции