Трансляция

Israel Hayom: Турецкие евреи сильно пострадали от коронавируса

Дин Шмуэль. Перевод с английского Семена Чарного 26 июня 2020
Поделиться

Турецкие евреи — одна из старейших общин в мире. Уже 17 лет власть в стране принадлежит Реджепу Тайипу Эрдогану, и если до последнего момента основной заботой евреев в Турции была их безопасность, то весна 2020‑го добавила сложнейшую проблему для здоровья — коронавирус.

В начале XX века турецкая еврейская община насчитывала 300000 человек, к 2020 году эта цифра сократилась до 17000, и, по оценкам экспертов, она будет продолжать уменьшаться в последующие годы. Большинство турецких евреев живут в крупных городах, Стамбуле и Измире, но есть небольшие общины и в Антакье, рядом с Сирией, и в Бурсе.

«Смертность от вируса в еврейской общине выше, чем ее доля в населении Турции, — говорит Карель Валенси, политолог на сайте T24 и в еврейской газете Salom, — мы потеряли дорогих друзей в нашей общине».

Согласно официальным данным, в Турции от вируса умерло 4825 человек (на момент публикации материала. — Ред.), а в еврейской общине скончались 15 человек, включая кантора синагоги. То есть евреи составляют 0,32% умерших от коронавируса в Турции, тогда как их доля в населении всего 0,02% — в 16 раз меньше. Между тем, евреи, наконец, имели возможность радоваться ослаблению некоторых ограничений, объявленному правительством, — и 13 июня синагоги вновь были открыты.

Ашкеназская синагога. Стамбул

У общины нет представительства в парламенте, что затрудняет отстаивание ее интересов. Последним евреем — членом парламента был Сефи Камхи, который работал в период с 1995 по 1999 год, — и даже тогда он воздерживался при важных голосованиях из‑за опасений антисемитизма.

«Евреи боятся правительства так же, как и все граждане Турции», — объясняет д‑р Хей Эйтан Коэн Янарочак, эксперт по современной турецкой политике в Иерусалимском институте стратегии и безопасности и Тель‑Авивском университете.

Он добавляет, что «если они выступят против правительства — им могут отомстить. Все граждане находятся «под прицелом». Вся Турция надеется, что политические перемены, произошедшие в 2019 году с поражением Партии справедливости и развития на местных выборах, наберут обороты в преддверии всеобщих выборов через три года».

«Мы были тогда удивлены», — признает Валенси. По ее словам, результаты местных выборов «показали, что власть и авторитет президента Эрдогана не безграничны».

«Коронавирус положительно повлиял на турецко‑израильские отношения как прямо, так и косвенно», — рассказывает д‑р Умут Колдас, основатель Ближневосточного института в Ближневосточном университете в Северной Никосии, столице турецкого Кипра. Вирус, по его словам, «стал доказательством того, что наши государства могут сотрудничать, самолет El Al может приземлиться в Стамбуле, с обеих сторон звучат обнадеживающие дипломатические заявления. Косвенно вирус создал возможности для альтернативного маршрута транспортировки газа между Израилем и Турцией — даже через турецкий Кипр».

«Да, в турецко‑израильских отношениях есть признаки «оттепели», но это не обязательно из‑за вируса», — говорит Гюней Йылдыз, аналитик ВВС и докторант Кембриджского университета. Основная причина, по его словам, заключается в том, что «отношения с Израилем получили позитивное освещение в турецких СМИ, в том числе в начале пандемии».

Йылдыз добавляет, что есть неподтвержденные слухи, будто высокопоставленные турецкие и израильские чиновники вели переговоры о заключении соглашения о морских границах обоих государств. «Турция пытается найти нефть и газ в спорных районах, — говорит аналитик ВВС о действиях правительства Эрдогана в территориальных водах Кипра. — Если Анкаре удастся добиться не враждебной к этим планам позиции Израиля, это будет большой победой турецкой дипломатии».

Но вот что никогда не заканчивается в Турции, так это антисемитизм.

В докладе доктора Коэна Янарочака для Фонда Конрада Аденауэра в Израиле он показывает: турецкие граждане выделяли китайцев и сирийцев как основных распространителей вируса, а евреев как «богатых владельцев фармацевтических компаний, пытающихся заработать деньги на вирусе».

Гюней Йылдыз считает, что, когда речь заходит об отношениях с Израилем, на общественное мнение Турции влияют две вещи: во‑первых, позиция правительства и, во‑вторых, «теории заговора и предубеждения в отношении иудаизма и еврейского народа из‑за турецкого религиозного нарратива». По его мнению, «изменение тона дискуссии в правительстве может очень помочь. И в этом контексте правительство Эрдогана не делает ничего для облегчения положения евреев. Даже если между Израилем и Эрдоганом произойдет сближение, президент не захочет, чтобы оно было публичным».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступает на 74‑й сессии Генеральной ассамблеи ООН в штаб‑квартире ООН в Нью‑Йорке.

Чтобы лучше понять Эрдогана в целом и его отношение к турецким евреям в частности, следует осмыслить его платформу «неоосманизма», которая нацелена на то, чтобы вернуть Турции ее место в качестве региональной державы. Его действия относительно Иерусалима являются частью этого плана. Один из израильтян, лучше всех знающий турецкого президента, это бывший посол в Турции в 2003‑2007 годах и бывший заместитель генерального директора Министерства иностранных дел Пинхас Авиви.

«Режим в Анкаре разделяет то, как он относится к турецким евреям, и как — к Израилю. Однако, я думаю, община не чувствует этого», — рассуждает бывший посол и добавляет, что «они очень боятся говорить и публично демонстрировать любую симпатию к Израилю. За время пребывания там я даже видел, что евреи помогали Эрдогану материально, чтобы обеспечивать достойное обращение с ними».

В процессе своего общения с Эрдоганом, свидетельствует бывший посол, он слышал от президента Турции, что «связи с мировым еврейством очень важны для него. Он гордится тем, что Османская империя открыла свои ворота для евреев, изгнанных из Испании. Мы должны помнить, что Эрдоган возражает против Израиля как политического образования, он видит неоосманизм в качестве основы для ренессанса Османской империи. Нельзя сказать, что он ненавидит евреев, но он смертельно ненавидит Израиль и саму ситуацию, что еврейское государство существует сегодня в сердце священных для мусульманского мира мест».

Аналитик BBC Йылдыз добавляет, что «антисемитизм — это черта не только религиозных людей в Турции, но и светских». По его словам, светский антисемитизм в Турции «отягощен предрассудками в отношении Израиля, которые на деле являются прикрытием для антисемитизма».

«Эрдоган старается, чтобы его не воспринимали как антисемита»

Коэн Янарочак утверждает: «Эрдоган старается, чтобы его не воспринимали как антисемита». Например, в 2010 году, во время инцидента с судном «Мави Мармара», началась реконструкция большой синагоги в городе Эдирне — это самая большая синагога в Малой Азии и третья по величине в Европе. Масштабная реконструкция стоимостью 1,7 миллиона долларов закончилась в 2015 году, хотя еврейской общины в городе больше не существует.

С другой стороны, по словам исследователя, «в 2017 году, когда возникла напряженность в связи с установкой металлоискателей на Храмовой горе, Эрдоган заявил: «Мы можем предпринять аналогичные шаги», имея в виду синагоги в Турции. Но он также сказал: «Мы не должны вести себя как евреи в Израиле, потому что они пинают тех, кто упал, — мы не такие».

Антиизраильский протест в Стамбуле

Еще одна тема, которая объединяет турецкое общественное мнение, — это армия и ее поддержка, особенно во время операции «Мирная весна», проводящейся последние несколько месяцев против курдов в северной Сирии. Хотя в турецкой армии есть евреи, по‑видимому, они не принимают участия в этой операции, там размещены специальные подразделения, в которые они не включены.

«Сирия является враждебным государственным образованием как для Турции, так и для Израиля, — говорит Колдас. — И с новым правительством в Израиле и другой внешней политикой в отношении Турции, а также с изменением внешней политики Турции в отношении Израиля, я предполагаю, дипломатические связи будут укрепляться и посольства вернутся к нормальной работе до конца года».

Другая проблема, которая затрагивает евреев — как часть широкого турецкого общества, — это экономический спад. «Пандемия вернула страну к тяжелому финансовому кризису, в котором она была два года назад, — говорит Коэн Янарочак, — курс турецкой лиры к доллару упал до 7,2:1». С другой стороны, бывший посол Авиви рассматривает вирус как «возможности для Израиля»:

«Когда я был послом, мы ясно дали понять туркам, что хотим хорошей жизни для палестинцев, — объясняет Авиви. — В то время, несмотря на проблемы, было все же отличное сотрудничество с Эрдоганом и его людьми. Когда он пришел к власти, мы поняли, что сотрудничество с Турцией в области безопасности развиваться не будет, поэтому сосредоточились на улучшении экономических связей, и они выросли с 1 до 5,5 миллиардов долларов».

Турецкие евреи не скажут этого открыто, но их надежды на перемены возлагаются на бывшего вице‑премьера и министра иностранных дел Али Бабаджана. Высокопоставленный политик покинул партию «Справедливость и развитие» в 2019 году. В отличие от бывшего премьер‑министра Ахмета Давутоглу, который поддерживает неоосманизм без Эрдогана, он считает, что Турция должна вернуться к тому, чтобы быть прозападной страной. Для этой цели он основал в марте 2019 года Партию демократии и прогресса. «Лидеры общины предпочитают, чтобы еврейская община оставалась как бы невидимой», — говорит аналитик BBC Йылдыз. Однако он добавляет, что «турецкие евреи предпочитают светскую политику политике Партии справедливости и развития».

В рамках ограничений на демократию Эрдоган затрудняет Бабаджану выступления в местных СМИ. В ответ политик использует трансляции на YouTube, которые получают миллионы просмотров. В одном из его пропагандистских видеороликов, где он демонстрирует свои связи с ведущими фигурами Запада, появляется даже Шимон Перес. «Помимо смены курса Турции «на Запад», Бабаджан призывает освободить заключенных из тюрем, которые оказались там в результате ограничений на свободу слова», — рассказывает Коэн Янарочак.

Настоящий удар по правлению Эрдогана может быть нанесен союзом между Бабаджаном и Республиканской народной партией. Посол Авиви, впрочем, резко высказывается не только о президенте Турции, но и о местной оппозиции: «Хотя высокий порог не позволяет партии, получившей менее чем 9,9% голосов, войти в парламент, раскол оппозиции, чья общая популярность больше, чем у Эрдогана, заставляет ее последовательно проигрывать. Это потому, что они не договорились о лидере».

Оригинальная публикация: ‘Turkish Jews have been badly hit by coronavirus

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Статус еврейских общин в Османской империи

В Cредние века евреев преследовали по всей Европе, а в Северной Африке пришельцев грабили и унижали местные племена. Но в эти тяжелейшие для народа годы у него неожиданно нашлось пристанище в Османской империи. Султаны без каких-либо ограничений допускали в свои владения изгнанных из европейских стран евреев, которых христиане уничтожали даже при попытках к бегству, а к местным евреям в османском государстве относились гораздо терпимее, чем в Византии.