Вспомнил, как в начале 90‑х русскоязычные израильтяне разводили на бабки себе подобных. Крупных газет на языке Пушкина и Баркова было тогда три штуки. Во‑первых, «Наша страна», которая набиралась шрифтами времен конницы Буденного. Во‑вторых, «Новости недели» — печатный орган обиженных и униженных советских граждан. В‑третьих, вполне годное издание «Время» («Вести»), которое могло дать фору лучшим газетам ельцинской России.
«Наша страна» была рекордно унылой и издавалась, если не путаю, на деньги профсоюза. Главную журналистку там звали Ривка Рабинович, и тексты она выдавала под стать имени. «Новости недели», как было указано выше, в каждом номере и на каждой странице рассказывали, что Русских Людей Обижают. Поэтому тамошняя доска объявлений была переполнена мошенническими обещаниями трудоустроить читателей на высокооплачиваемые должности или просто подарить им денег. Исключительно за красивые карие глаза.
Разводка выглядела следующим образом: «Американский фонд предоставляет денежные льготы новым репатриантам! Всё, что от вас требуется, это прислать копию удостоверения репатрианта и купюру достоинством 10 шекелей для оформления нужных документов». Вариант с трудоустройством: ведущей строительной компании в ЮАР требуются‑де инженеры, знание русского языка — плюс, пришлите копию ксивы и пресловутые десять шекелей. Читатели были доверчивые, уехали до МММ и «Властилины», поэтому нал к жуликам тек рекой.
С рекламным отделом газеты «Времени» была провернута более изощренная афера. Не набранное слепым шрифтом объявление на двух строчках, а красивая реклама на четверть полосы. Новая строительная компания возводит дома в Ришон ле‑Ционе на выгодных условиях. Пришлите копию удостоверения личности и — внимание! — гербовые марки на такую‑то сумму для последующего оформления договора о покупке жилья. Эффект был потрясающим. Мои недоверчивые родители и их знакомые ринулись покупать гербовые марки.
И тут «Время» сообразило, что людей в очередной раз разводят. Была подключена полиция, аферистов взяли с поличным возле абонентского ящика. Более того, редакции удалось договориться с Почтовым управлением Израиля об обмене гербовых марок на деньги и последующем возвращении их несостоявшимся квартировладельцам.
Примерно в те же дни «Новости недели» запустили кампанию «Не дадим обмануть себя дважды». Читателям предлагалось вырезать и отправить в кнессет напечатанную на главной странице открытку с примерно таким текстом: «Я, такой‑то, обращаюсь к правительству Израиля и требую предоставить мне жилье по льготным расценкам». Не помню, содержались ли в открытке угрозы, типа обращения в конгресс США или «Спортлото».