Новости

Жуткая экранизация романа о Холокосте, на показе которой зрители покидали зал, теперь востребована

26 июля 2020, 12:00 Кино
Поделиться

Роман Ежи Косинского о Холокосте 1965 года «Раскрашенная птица» был предметом споров почти с момента его выхода. Экранизация фильма, которая стала доступна через платформы по запросу в эти выходные, также вызвала удивление.

В 1960-х годах автор намекал, что роман о еврейском мальчике, который стал свидетелем сексуальных отклонений и насилия во время странствий по Восточной Европе во время Второй мировой войны, был автобиографичным. Видные рецензенты-евреи, в том числе выживший во время Холокоста Эли Визель и Синтия Озик, осыпали его похвалами. Озик писала, что она признала подлинность чувств писателя как «выжившего еврея и свидетеля Холокоста». Последующие исследования, однако, показали, что Косинский не только пережил войну в относительном комфорте (его приютила католическая семья), но и что он, возможно, занимался плагиатом при написании этой книги. Однако если и было что-то, с чем все могли согласиться, так это то, что его описание педофилии, зоофилии и общей порочности никогда не будет экранизировано. Но времена изменились.

Режиссер Вацлав Мархоул заявил, что он хотел взять мальчика (неназванного до конца фильма) «в путешествие в самое сердце темной человеческой души». Кто-то может сказать, что он преуспел: на некоторых предпандемических кинофестивалях многие зрители действительно уходили с показа. Как и в книге, родители неназванного мальчика оставляют его со старухой, якобы для защиты от нацистов. Когда она умирает, он бродит по восточноевропейским просторам (ни одна конкретная страна не упоминается) от бедствия к катастрофе. Женщина зарывает его в землю по шею и позволяет воронам клевать его, потому что она считает, что он одержим сатаной. Он оказывается в доме ревнивого мужа, выбивающего глаза человеку, который, по его мнению, является любовником его жены.

Мархоул использует черно-белое изображение, усиливая чувство опустошения. Фильм может быть более-менее воспринимаемым, если смотреть его так, как задумано, на больших экранах кинотеатров. Но во время домашнего просмотра он выглядит почти омерзительно. В конце концов, «Раскрашенная птица» на самом деле не является фильмом о Холокосте. Война, лагеря и солдаты играют второстепенную роль. Это больше о том, что Ханна Арендт назвала банальностью зла. И этого уже достаточно в реальном мире.

jta.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции