Жизненно важные продукты питания помогают пережившим Холокост в условиях эпидемии коронавируса
Бруклинский поставщик провизии Исраэль Фришман продолжает готовить десятки блюд для пожилых людей, переживших Холокост, даже несмотря на то, что еврейский общинный центр, разработавший программу, должен ему деньги.
Бруклинская сеть «Nachas Health and Family» была вынуждена приостановить свои консультационные услуги, занятия физкультурой и уроки Торы из-за эпидемии коронавируса. Но она полагается на доброту Фришмана и волнтеров, чтобы продолжать доставлять жизненно важное кошерное питание для выживших, многие из которых живут в нищете, им уже за 80-90 лет и они подвергаются высокому риску заражения.
Фришман и волонтер Фрейда Ротман объединены своими корнями и своим делом. Их дедушки и бабушки пережили Холокост, и они говорят, что они обязаны помогать другим, которые перенесли невыразимые ужасы в концентрационных лагерях и которые теперь самоизолировались у себя дома, опасаясь воздействия быстро распространяющегося вируса. «Люди должны делать то, что они должны делать. Они должны быть добрыми», – говорит Фришман через видеоконференцию. «Иногда это не подходит для наших карманов, но дело не в том, что у нас в кармане. … Мы должны убедиться, что у людей есть то, что им нужно, чтобы продолжать жить».
Коронавирус заразил более 350000 человек по всему миру и убил более 15000 человек. У большинства людей вирус вызывает только легкие или умеренные симптомы, такие как лихорадка и кашель, но у пожилых людей и людей с существующими проблемами со здоровьем чаще встречаются тяжелые заболевания. Более 100000 человек выздоровели от этой болезни. «Это войдет в историю, и вы будете вспоминать:«Что я сделал, чтобы изменить ситуацию? Как я сделал жизнь других людей легче и лучше?», – говорит Ротман, прежде чем доставить еду в бруклинский район Боро-Парк. «Мои бабушки – самые сильные женщины, которых я знаю, – обе выжили в Аушвице.
Итак, для меня моей первой реакцией было: «Что мы делаем для пожилых людей? Что мы делаем для выживших, которые важны не только для меня, но и для всей общины, и, на самом деле, для всего мира», – подчеркивает Ротман. До эпидемии вируса около 40 выживших ежедневно приходили в «Нахас» (идишское слово обозначающее «радость»), чтобы получить юридическую помощь, изучать Тору, заниматься спортом, получать консультации — и поесть. Но все мероприятия были приостановлены, поскольку штат Нью-Йорк попросил своих жителей оставаться дома, если у них нет веских причин выходить на улицу.
«Мы все слышали новости и знаем, что происходит, и что пожилые люди не должны выходить на улицу и шататься вокруг», – подчеркивает Фришман. «Но мы позаботимся о том, чтобы эти люди получали еду, несмотря ни на что». Многие пережившие Холокост, проживающие в США, живут в бедности и полагаются на пожертвования, потому что им трудно платить за квартиру и даже покупать еду.
Фришман доставлял в «Nachas» 30–35 кошерных блюд три раза в неделю. В меню входят такие блюда, как тилапия или камбала с овощами, курица с картофельным суфле и также зити (итальянское блюдо на основе макарон) или баклажаны, запеченные с пармезаном. Женщины любят эту еду и раньше, до кризиса, питались в центре и всегда брали домой контейнеры с едой. В эти дни, однако, они полагаются на волонтеров, которые могут доставить им еду, включая Ротман, дизайнера ювелирных изделий, в прошлом году организовавшую встречу «Сильные женщины» для десятков людей, переживших Холокост, и теперь рассказывающую их истории о мужестве в своем аккаунте в «Instagram».
Недавно она пришла в дом выжившей Ханны Нудель в латексных перчатках и бирюзовой маске для лица. Поставив горячую еду на пороге дома, Ротман и Нудель болтали на безопасном расстоянии. «Ханна, тебе что-нибудь еще нужно? Хоть что-нибудь? Мы принесем это тебе», – спросила Ротман из холла. Нудель, стоя на своей оклеенной обоями в цветочек кухне, сделала паузу и со вздохом сказала: «Мне нужно рефуа шлема» – выражение на иврите, обозначающее «полное выздоровление». «Тебе нужно рефуа шлема?» – спросила Ротман, а затем добавила: «Рефуа шлема тебе!»