Новости

Януша Корчака вспомнят 77 лет спустя после его убийства во время Холокоста

6 августа 2019, 15:00 История, Холокост
Поделиться

В самый разгар «окончательного решения», 5 августа 1942 года, эсэсовцы окружили знаменитый детский дом в Варшавском гетто. Они сопровождали Януша Корчака, его помощницу Стефанию Вильчинскую (Стефу) и около 200 детей из приюта на Умшлаугплатц — площадку куда собирали депортируемых, где они должны были сесть на поезд, который привез их в газовые камеры лагеря смерти Треблинка.

Корчак был любимым детским писателем, педиатром и учителем, чьи убеждения и уроки передавались из поколения в поколение.

Во второй половине дня 6 августа Яд Вашем отметит 77 лет со дня его убийства симпозиумом и специальной церемонией поминовения. Церемония завершится традиционным выпуском воздушных змеев в память о Корчаке у памятника еврейским солдатам и партизанам. Корчак родился как Хенрик Гольдшмит 22 июля 1878 года в Варшаве, Польша. «Когда отец Корчака, видный юрист и единственный источник дохода для семьи, умер после болезни в 1896 году, семья осталась без средств к существованию, и Корчак стал единственным кормильцем для своей матери, сестры и бабушки» – пояснил Яд Вашем. «Семейное окружение, в котором он вырос, несомненно, повлияло на его личностное развитие и его осознание и чувствительность к социальным проблемам».

Он участвовал в литературном конкурсе в 1898 году, и именно тогда он использовал псевдоним Януш Корчак, имя, которое он взял из известного романа 19-го века «Януш Корчак и прекрасная дочь мечника». «Между 1898 и 1904 годами Корчак изучал медицину в Варшавском университете, а также, писал для нескольких польских газет», – пояснил Яд Вашем. «Он специализировался как педиатр и работал в детской больнице Берсона и Баумана». Позже он служил военным врачом во время русско-японской войны в 1906 году, и именно в это время он решил, что может сделать больше как педагог, а не как врач, а также «произвести неизгладимое впечатление и внести свой вклад» в мир.

В годы, последовавшие за войной, Корчак присоединился к благотворительной организации для детей-сирот, а также открыл еврейский детский дом. Стефа работала с ним в качестве заместителя директора и домоправительницы детского дома, который он называл «Дом Сирот». «В приюте проживало около ста детей», – отметил Яд Вашем. «Он создал «республику для детей» со своим небольшим парламентом, судом и газетой, позже уменьшив свои обязанности врача». В конце 1920-х и 1930-х он написал несколько детских книг, книг для взрослых по вопросам заботы о детях, открыл детскую газету и организовал собственную радиопрограмму — все это принесло ему большую популярность. Его педагогическая теория, которая используется и сегодня, подчеркивают, что «детство — это не просто период подготовки к жизни, но неотъемлемая часть самой жизни, и каждому ребенку должны быть предоставлены полные права».

Он твердо верил в индивидуальность детей и настаивал на том, что каждый ребенок должен рассматриваться в соответствии с его уникальностью, талантами и потребностями. В начале Второй мировой войны Корчак добровольно пошел служить в польскую армию, но из-за своего возраста он остался с детьми в своем варшавском приюте. «В конце ноября 1939 года немецкие власти заставили каждого еврея носить белую повязку со звездой Давида, но Корчак отказался это сделать и не стал снимать свою польскую офицерскую форму, хотя и подвергал себя опасности, не делая этого». По словам Яд Вашем, «когда немцы создали Варшавское гетто в 1940 году, его приют был вынужден переехать в гетто». «Корчак пошел с детьми, хотя ему неоднократно предлагали убежище на «арийской стороне», однако он всегда отказывался от этих предложений, говоря, что не может бросить своих детей», – подчеркнул центр памяти жертв Холокоста.

Он и Стефа продолжали бороться за благополучие детей в гетто и стучались во все двери с просьбами о еде, теплой одежде и лекарствах для них. Несмотря на слабое здоровье и личные проблемы, он очень много работал, чтобы улучшить жизнь детей в детском доме и дать им ту самую нормальную жизнь. После его убийства в Треблинке было обнаружено, что он вел дневник, в котором делился своими мыслями и воспоминаниями о жизни в гетто. Он был опубликован в 1958 году. Его наследие, уроки и образовательные ценности продолжают вдохновлять поколения учителей и детей.

jpost.com

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции