Новости

«Яд Вашем» заказал написать симфонию в честь Сугихары

22 января, 18:00 Праведники народов мира
Поделиться

«Яд Вашем» сделал нечто экстраординарное, поручив, в сотрудничестве с «Американским обществом Яд Вашем», композитору Лере Ауэрбах создать масштабное симфоническое произведение для виолончели соло, хора и оркестра в честь японского дипломата, который на своем посту спас тысячи евреев во время Второй мировой войны, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Лиана Грюнберг Вакабаяши.

Симфония № 6, «Сосуды Света» посвящена героическим подвигам Тиунэ Сугихары, которого «Яд Вашем» удостоил звания Праведника народов мира в 1985 году, незадолго до его кончины. Премьера симфонии состоялась в ноябре прошлого года в Каунасе, Литва, городе, где Сугихара бросил вызов правительственным распоряжениям, чтобы выдать тысячи виз, которые открыли восточноевропейским беженцам-евреям путь через Сибирь к временному безопасному убежищу в Японии и Шанхае. «The Magazine» поговорил с виолончелисткой-виртуозом и продюсером проектов Кристиной Рэйко Купер о том, как из одной памятной монеты жительница Тель-Авива, внучка одного из самых выдающихся классических музыкантов Японии, добилась создания музыкального трибьюта в честь Сугихары. «Сугихара на удивление малоизвестен в музыкальном мире, — начала она. Несмотря на то, что она происходила из элитной японской музыкальной семьи по материнской линии, Купер провела свое детство в США и не слышала о Тиунэ Сугихаре до тех пор, пока не обратилась в иудаизм и не вышла замуж за инвестиционного банкира Леонарда Розена. «После того, как я обратилась, я хотел испытать, что значит быть на земле евреев, на родине, а это совсем другой опыт, чем быть новообращенным или любым другим евреем в США. Не то, чтобы кто-то ошибался или кто-то был прав. Это просто совсем другой опыт, и именно его мы хотели получить», — рассказала Купер.

Монетный двор Израиля выпускает монеты в честь Праведников народов мира, а монета, выпущенная в честь Тиунэ Сугихары, была отправлена ее мужу вскоре после того, как пара переехала в Израиль. «Мой муж рассказал мне историю о Сугихаре и о том, как его отец, Ирвинг Розен, получил одну из тех жизненно важных виз. Узнав об этом скромном человеке, который совершил простой поступок, я была так глубоко тронута, что почувствовала необходимость продолжить историю. Он не был таким огромным героем. На самом деле он следовал традиции самураев, кодексу бусидо. Сугихара поступил правильно. Одна из особенностей великой классической музыки заключается в том, что она может быть с нами веками, а может быть, и дольше. Мы по-прежнему играем Моцарта, Баха, Бетховена, Брамса. Поэтому я хотела сыграть важную роль в создании произведения, достаточно важного и существенного, с композитором, достаточно великим, чтобы не только выдержать испытание временем, но и чтобы его идея потенциально всегда достигала своей аудитории. Это стало такой жгучей страстью, что я не могла отделаться от этой мысли. Это естественно. У меня есть виолончель, чтобы рассказать историю Тиунэ Сугихары — что он сделал и что это значит для мира. Особенно на этом этапе мировой истории, с ростом антисемитизма, множеством беженцев по всему миру, и восстаниями против тоталитарных режимов. История Сугихары о том, что он просто следует устойчивому курсу, делает то, что правильно, является источником вдохновения», — объяснила Купер, после выступления в Музее японского искусства Тикотин в Хайфе.

Купер играла на виолончели с оркестрами по всему миру. Но взять на себя руководящую административную роль — это было не похоже ни на что, что она когда-либо делала раньше. «Может быть, если бы я тщательно все обдумала, я бы не стала этого делать!» – смеется она. Купер — дочь двух классических музыкантов — матери-японки и отца североевропейского происхождения. Она всю свою жизнь была музыкантом, получила докторскую степень в Джульярдской школе (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки) и является профессором музыкального факультета Тель-Авивского университета. «Я действительно считаю, что виолончель — инструмент, наиболее близкий к человеческому голосу, и она способна передавать эмоции так, как не может большинство инструментов», — заявила Купер. «Прежде всего, это широкий диапазон. Как высоко и как низко звучит виолончель, это очень большой диапазон. Но в основном это вокальный диапазон. Во-вторых, смычок работает так же как дыхание. Если вы натягиваете смычок, это ваше дыхание; а игра на струнном инструменте гораздо более эмоциональна. Вы можете формировать ноты вибрато, смычком, давлением; тогда как, например, пианино — и не поймите меня неправильно, я люблю пианино, но это ударный инструмент. Вы нажимаете на клавишу, и у нее нет такого прикосновения, как у струнного инструмента».

Первым шагом Купер в этом проекте было связаться с единственным живым сыном Тиуне Сугихары, Нобуки, чтобы спросить его разрешения, которое он дал и теперь активно поддерживает. «После этого первого шага, какой бы замечательной ни была моя идея, это не имеет значения — мне нужно было найти кого-то с уважением, авторитетом, суперзвезду, чтобы ориентироваться в мире классической музыки и лоббировать этот проект».

Несмотря на то, что она уже более 20 лет является известной соло-виолончелисткой и хедлайнером на самых выдающихся сценах мира, а в последнее время у нее появилось много поклонников на «YouTube» среди любителей классической музыки, Купер рассказала, что не могла представить себе, как она может позвонить в Нью-Йоркский филармонический оркестр и сказать: «Эй, у меня есть отличная вещь, которую я заказываю. Сможете ли вы исполнить ее в 2024 году?». «Это так не работает!» – заметила она, разразившись облегченным смехом, свидетельствующим о том, что ее миссия тем не менее выполнена.

Купер удалось связаться с Эдной Ландау, известной личностью в мире классической музыки и личным менеджером Ицхака Перлмана на протяжении 22 лет. «Другой менеджер, которого я знал, познакомил меня с ней. Я знала, что она очень разборчива в том, за что берется. В конце разговора она казалась вполне положительно настроенной. И я сказала: «Я должна вам кое-что сообщить — я соблюдающая». Это означает, что я не могу выступать в шабат. Я не могу выступать ни в какие пятничные вечера, и во многие субботние вечера я тоже не работаю, не говоря уже о всех праздниках». Многих менеджеров это не устраивает, но Эдна просто расхохоталась и сказала: «Я тоже соблюдаю шаббат!» Она единственный человек в мире классической музыки, которому нравится шабат! Итак, мы думали и думали, какая организация могла бы помочь в этом? О, «Яд Вашем»! Разве может быть более идеальный вариант?»

Эдна бывала в той же синагоге, что и член правления «Американского общества Яд Вашем», и в конце концов она рассказала ему об этом проекте. Это было довольно необычно. По совпадению, раввин Исраэль Меир Лау, переживший Холокост и автор книги «Из глубины: история ребенка из Бухенвальда, который наконец вернулся домой», является раввином нашей синагоги в Тель-Авиве. И как председатель «Яд Вашем», он также очень поддерживал идею этого проекта». «Эдна, конечно, стала абсолютно ключевой фигурой — без нее ничего бы не получилось. Нам нужно было, чтобы что-то, кто-то или какая-то организация поддерживали нас, чтобы вывести проект за пределы мира классической музыки», — заметила она. Большая, монументальная и идишская Купер связалась с другой знаменитой выпускницей Джульярда, пианисткой и композитором, которым она всегда восхищалась. «Лера Ауэрбах — советская еврейка. Ее родителям пришлось бежать от преследований. Эта история – то, что она поняла в своем сердце. Лера глубоко эмоциональна, яростно интеллектуальна, невероятно искусна и просто действительно великий композитор», — заявила Купер.

Ауэрбах также имела отношение к истории Сугихары. Она родилась в Челябинске, городе на Урале, граничащем с Сибирью в бывшем Советском Союзе. Это был город, через который проходила Транссибирская железная дорога, та самая железная дорога, по которой ехали беженцы с транзитными визами, выданными Сугихарой. Ауэрбах пришла в голову идея, что в симфонию будут вплетены говорящие на идиш голоса евреев, убитых, а также спасенных во время Холокоста. Известный пианист-виртуоз Евгений Кисин вместе с Лерой Ауэрбах помогал выбирать стихи и переводил часть текста на идиш в симфонию: «Одно из либретто Симфонии № 6 «Сосуды света» вдохновлено произведениями семи еврейских поэтов времен Холокоста. Один поэт, Симха-Буним Шаевич, погиб в лагерях от сыпного тифа. Вы слышите в самом начале пьесы перкуссионный шум сзади, и вы не можете точно сказать, что это за звук. По всей аудитории расставлены люди, шепчущие на идише достаточно громко, чтобы все могли их услышать». «Я не думаю, что существует какое-либо другое крупное монументальное классическое произведение, написанное на идиш», — заметила Купер. «Лера способна писать такие масштабные произведения, за которыми стоит очень большая идея. Одна из вещей, к которым я была так привязана в этой истории, это то, что в ней есть обнадеживающее качество, потому что мои дети существуют, мой муж существует. Моя прекрасная жизнь существует. Или я должен сказать, моя «благословенная» жизнь. Но несмотря ни на что, она находится в тени всех остальных, которые не выжили».

Купер посетила Ауэрбах в ее доме во Флориде и во время репетиций другого проекта в Германии. В документальном фильме, снятом кинокомпанией голливудского актера Марка Уолберга «Unrealistic Ideas», рабочие отношения между Ауэрбах и Купер выглядят непринужденно и дружелюбно – за обеденным столом Ауэрбах две еврейки, работающие над «Симфонией № 6: «Сосуды Света» кивают и дополняют предложения друг друга. «Мне просто нравится идея, что одни и те же звуки, — начинает Купер, — могут представлять и означать очень разные вещи». Ауэрбах добавила, не теряя ни секунды: «Я на самом деле чувствую, что произведение само диктует, чего оно хочет», — и Купер согласно кивнула. «Это совсем другое — работать с другой женщиной, особенно с другой еврейкой. Может быть, молчаливое понимание, — заметила Купер.

Купер и Ауэрбах познакомились в Джульярде, когда были студентками. Хотя они обе происходили из музыкальных семей, их общая еврейская идентичность раскрылась только годы спустя. По словам Купер если бы кто-нибудь в Джульярде сказал ей: «Ты станешь ортодоксальной еврейкой», она бы сказал им, что они сошли с ума. Мать Ауэрбах была выдающимся учителем игры на фортепиано в России и происходила из семьи музыкантов. Отец Купер, американский пианист Рекс Купер, был профессором музыки Тихоокеанского университета с 1973 года до выхода на пенсию десять лет назад. Мать Купер, Муцуко Татман, концертирующая скрипачка из Аризоны и дочь Томодзиро Окэноути, первого японского музыканта 20-го века, поступившего в Парижскую консерваторию и оказавшая влияние на поколения японских музыкантов. В то время как Купер привыкла играть на виолончели от двух до восьми часов в день и в качестве приглашенного профессора готовит лекции для своих студентов в музыкальной школе имени Бухмана Мехты при Тель-Авивском университете, этот проект выводит мать троих маленьких школьников на совершенно новую орбиту. «Это потребовало огромного количества работы. Огромного! Я никогда не думала, что буду тратить столько часов на написание электронных писем, составление графиков, просмотр контрактов. «Мне никогда не приходило в голову, что я буду этим заниматься, но как мне сбалансировать это? Я не уверена, что так хорошо балансирую», — улыбнулась Купер, отдавая должное своей международной команде, особенно Эдне Ландау в Нью-Йорке; и Соне Симменауэр, отвечающей за организацию исполнения симфонии в Европе.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции