Яд Вашем осудил иск о клевете в Польше как «атаку на свободные исследования»
Яд Вашем назвал нынешний процесс над двумя историками Холокоста в Польше атакой на свободные и открытые исследования и заявил, что такое юридическое давление является «неприемлемым», сообщает «The Jerusalem Post».
Профессор Барбара Энгелькинг, основатель и директор Польского центра исследований Холокоста, и профессор Ян Грабовский, польско-канадский историк Холокоста из Университета Оттавы, в прошлом году были привлечены к ответственности за клевету в гражданском суде в соответствии с печально известным законом Польши, разрешающим гражданские иски против любого, утверждающего, что польский народ или Республика Польша несут ответственность за нацистские преступления, совершенные Третьим рейхом. Последнее заседание суда состоялось 12 января, решение ожидается 9 февраля.
В иске утверждается, что Энгелькинг и Грабовский оклеветали старосту одной из деревень на востоке Польши, включив в свою книгу показания еврейки, обвинившей его в передаче нацистам 22 евреев, скрывавшихся в лесах вблизи деревни. «Любые попытки установить границы академического и общественного дискурса посредством политического или судебного давления неприемлемы», – подчеркнул Яд Вашем в заявлении для прессы. «Это серьезная атака на свободные и открытые исследования. Судебные разбирательства против исследователей Холокоста из-за их исследований несовместимы с общепринятыми нормами научных исследований и представляют собой атаку на попытки получить полную и сбалансированную картину истории Холокоста, а также на достоверность и надежность лежащих в основе этих исследований исторических источников».
Энгелькинг и Грабовский в 2011 году издали книгу на польском языке под названием «Ночь без конца», в которой исследовалась судьба десятков тысяч евреев, бежавших из различных нацистских гетто, созданных по всей Польше, в сельскую местность между 1942 и 1945 годами. В книге было показано, что подавляющее большинство евреев, бежавших из гетто, в конечном итоге были убиты нацистами, причем многие из них были преданы поляками. В одной главе, написанной Энгелькинг, рассказывается история еврейки Эстер Семятицкой, которая скрылась в сельской местности и укрылась в деревне Малиново в регионе Подляшье на востоке Польши. Деревенский староста Эдвард Малиновский за определенную плату организовал для Семятицкой фальшивые документы, и ее отправили в Германию, где она проработала до конца войны. Однако в 1947 году староста предстал перед судом за сотрудничество с нацистами и предательство евреев, скрывающихся в лесах возле села, но Семятицкая дала показания в его защиту, и он был оправдан. Тем не менее в последующих показаниях, данных в 1990-х годах Фонду Шоа, Семятицкая рассказала, что она знала, что Малиновский участвовал в поиске и предательстве евреев в регионе, но солгала суду, потому что чувствовала себя обязанной ему за спасение ее жизни.
Энгелькинг процитировала этот рассказ в своей книге, и, как сообщает варшавская ежедневная газета «Gazeta Wyborcza», 80-летняя племянница Малиновского, Филомена Лещинская подала в суд на нее за нарушение ее права «пользоваться памятью об умершем человеке», ее «права на национальную гордость и идентичность», ее «права на основанную на фактах историю Второй мировой войны» и ее «права на защиту достоинства». Газета также утверждает, что именно Польская антидиффамационная лига, тесно связанная с правящей популистской, националистической Партией «Право и справедливость», которая приняла в 2018 году закон о клевете в отношении действий, совершенных во время Холокоста, призвала Лещинскую подать иск против двух историков.
В беседе с «The Jerusalem Post» старший историк научно-исследовательского института Яд Вашем доктор Давид Зильберкланг заявил, что иск подает нынешнее правительство и что аналогичные иски, как ожидается, будут поданы против других историков Холокоста. «Это часть более масштабных усилий по реализации политики правительства в области истории, которая гласит: «История — это то, что мы говорим, и любой, кто отступит от нее, будет привлечен к суду», – подчеркнул Зильберкланг. «Это часть согласованной правительственной кампании в Польше по удушению свободы исследований в этом вопросе», – заключил он.