Выжившая во время Холокоста уроженка Венгрии разыскивает украденные произведения искусства
У Клары Гарбон-Радноти печальные воспоминания о Холокосте, унесшем жизни более 6 миллионов европейских евреев во время Второй мировой войны, в том числе более 500 000 из ее родной Венгрии. Среди них были ее отец, сестра и 31 двоюродный брат.
Гарбон-Радноти, сказала, что будучи подростком она сбежала, скрываясь в 22 местах по всей Венгрии, поскольку нацисты и их венгерские сторонники охотились за евреями, чтобы депортировать в лагеря смерти. 89-летняя Гарбон-Радноти больше ничего не рассказывает о своих ужасных воспоминаниях, удерживая их в своем сердце и памяти. Но она играет важную роль в оказании помощи жертвам Холокоста и членам их семей в поиске и возвращении произведений искусства, украденных у них в Венгрии. Жительница округа Окленд использует свое умение читать по-венгерски для расшифровки правительственных документов, сохраняемых на микрофильмах многолетней давности, которые документируют действия, предпринятые против евреев Венгрии пронацистским режимом этой страны во время Второй мировой войны, включая конфискацию картин и других вещей из еврейских семей.
Каждую неделю в течение последнего десятилетия Гарбон-Радноти сидит за столом в библиотеке Мемориального центра Холокоста в Фармингтон-Хиллз и просматривал катушки с микрофильмами, изучая записи, хранящиеся венгерским правительством, сообщает Detroit News. В рамках своей работы она создала онлайн-базу данных документов. Два года назад Гарбон-Радноти обнаружила записи, в которых были конкретно перечислены произведения искусства, взятые из домов венгерских евреев. Это открытие является ключом к усилиям местной адвокатской организации по поиску картин и других вещей, украденных у еврейских семей. «Я чуть не закричала», – сказала Гарбон-Радноти. «Идите сюда, посмотрите, что я нашла». Считается, что «величайшее перемещение произведений искусства в истории человечества» – (так называют разграбление произведений искусства нацистами) насчитывает около 300 000 предметов, разбросанных по всему миру.
Гарбон-Радноти увлечена своей работой, поскольку она помогает ответить на критические вопросы о том, что произошло в один из самых темных периодов истории. «Люди в Соединенных Штатах хотят знать, кто был моими предками? Что с ними случилось?» По мере того, как число живых жертв Холокоста стремительно уменьшается, работа Гарбон-Радноти приобретает острый характер. «Время идет», – сказал Джонатан Шварц, адвокат, который помогает находить законных владельцев украденных произведений искусства. «Ни один из этих случаев не является легким». У Шварца также есть личная связь с венгерскими документами. Его дедушка и бабушка из Венгрии.
В соответствии с законом США, принятым в 2016 году, семьи, утратившие произведения искусства, должны до января 2027 года подать документы, чтобы вернуть их. По счастливой случайности Шварц, партнер юридической фирмы Metro Detroit Jaffe Raitt Heuer & Weiss, узнал о работе Гарбон-Радноти, когда он в декабре позвонил в центр Холокоста в рамках своих усилий по организации сообщества юристов, историков и других, чтобы помочь евреям, которые считают, что произведения искусства или другие ценности были украдены у их семьи во время войны. Центр пытается найти и вернуть картины, которые включают работы легендарных художников, таких как Ван Гог, Гойя, Гоген и Климт.
«Есть семьи, которые были уничтожены … есть языковые различия … есть трудности в отслеживании происхождения этого искусства», – сказал Шварц, президент Еврейской ассоциации адвокатов штата Мичиган. «Есть такие страны, как Венгрия, которые отказываются возвращать произведения искусства». «Понимая, что часы тикают, выжившие уходят, а воспоминания исчезают, я чувствовал себя лично обязанным что-то с этим сделать», – сказал он. «Это встречает отклик у людей. Они понимают, что такое несправедливость». Шварц сказал, что открытие Гарбона-Радноти является значительным. «Это настоящий след кражи культурного наследия еврейского народа Венгрии», – сказал он. «Это одна из самых неопровержимых улик, которые я когда-либо видел. Наличие такого количества документов, которые не были просмотрены, большая редкость».
Шварц организует работу на местном уровне в рамках Инициативы по возвращению украденных во время Холокоста произведений искусства, совместного проекта секции искусств, коммуникаций, развлечений и спорта Государственной коллегии адвокатов штата Мичиган и Ассоциации еврейских адвокатов штата Мичиган, а также ряда других лиц и организаций, оказывающих помощь в этих усилиях. Усилия по отслеживанию похищенного имущества имеют особый отклик со стороны тех, чьи родственники погибли от рук нацистов.
Рассматривая документы, Гарбон-Радноти сказала, что она наткнулась на имя своей овдовевшей тети и увидела информацию, в которой перечислены некоторые семейные вещи. «Я сразу узнала имя и адрес», – сказала она. «Одна скалка, четыре кухонных стула, один кухонный стол и так далее и тому подобное. Это было шоком для меня». Тетю Гарбон-Радноти вместе с ее маленькой дочерью депортировали в концлагерь. Обе умерли в заключении. Выжил только двоюродный брат Гарбона-Радноти, который учился в школе в Будапеште; сейчас он живет в Израиле. «Когда я нашла это, я отправила ему копию», – сказала она.
Достаточно сложно документально подтвердить владение картинами по истечению столь долгого времени, но семьи жертв Холокоста сталкиваются с другими препятствиями в возвращении украденных произведений искусства, в том числе с сопротивлением со стороны сотрудников музеев, которые не хотят уступать части своих коллекций. Одним из последних действий Барака Обамы на посту президент стало подписание Закон о возвращении произведений искусства, экспроприированных во время Холокоста, аннулирующего юридические аргументы, которые художественные музеи использовали для защиты от претензий лиц, переживших Холокост.
Художественный музей Толедо и нью-йоркский Музей искусств Метрополитен отрицают наличие в музеях украденных произведений искусства. Детройтский институт искусств (DIA) одержал верх в судебном процессе, начатом наследниками женщины из Германии в отношении права собственности на картину Винсента Ван Гога «Копатели». Марта Натан, продала картину в 1939 году швейцарскому торговцу произведениями искусства за 9 360 долларов – продажа, которая, как заявляла семья, произошла под принуждением из-за нацистских преследований. В 1941 году швейцарский дилер продал картину детройтскому коллекционеру Роберту Таннахилу за 34 000 долларов. После смерти Таннахилла в 1969 году картина Ван Гога была пожертвована DIA, согласно желанию Таннахилла. После того, как война закончилась, Натан пыталась компенсировать свои потери и вернуть картины до своей смерти в 1958 году.
Сорок один год спустя DIA разместило на своем веб-сайте произведения искусства сомнительного происхождения, в соответствии с рекомендациями Американского альянса музеев. Наследники Натан связались с DIA в 2004 году, настаивая на том, что они были законными наследниками картины Ван Гога. Окружной судья США Дениз Пейдж Худ в постановлении 2007 года отклонил иск наследников.
Натан Шварц сказал, что задача по розыску украденных произведений искусства будет трудной, потому что люди в разных странах мира не делали «правильных вещей» в прошлом и не хотят делать это сейчас. «В рамках этой инициативы я хочу помочь как можно большему числу людей связаться с исследователями, историками, специалистами по генеалогии и, если они нуждаются в юридической помощи, найти адвокатов, которые помогут им вернуть эти произведения искусства», – сказал он. «Но видеть все эти документы … это способ помочь не одному человеку, а способ помочь целым еврейским общинам … многочисленным группам людей, которые были уничтожены во время Холокоста», – сказал Шварц. «Это так важно по многим причинам».
Эли Майерфельд, генеральный директор Мемориального центра Холокоста, расположенного в кампусе имени семьи Зекельман, сказал, что открытие Гарбон-Радноти и ее работа по расшифровке документов правительства Венгрии «дают нам шанс вернуть достоинство тем, кто погиб и тем, кто выжил, но потерял все».