Выставка о футболе во время Холокоста на стадионе в Буэнос-Айресе
Один из самых популярных футбольных клубов Аргентины проводит выставку ужасающей спортивной истории эпохи Холокоста. «Это была не игра» (или «No Fue un Juego»), которая открылась на прошлой неделе в музее футбольного клуба «Ривер Плейт» в комплексе зданий стадиона команды, и будет работать до 15 мая, за месяц до начала Кубка Мира, главного международного турнира по футболу.
Кураторы разделили экспозицию на 11 частей – по одной на каждого игрока в поле у каждой команды. Панели экспозиции, созданной Музеем Шоа в Буэнос-Айресе, рассказывают истории команд и отдельных лиц. Музей ежемесячно посещают около 25 000 посетителей. Одна из панелей рассказывает о тренере Эмерико Хиршля, венгерском еврее, который привел «Ривер Плейт» к победе на нескольких национальных и международных чемпионатов в 1930-х годах. Хиршль также сыграл важную роль в оказании помощи евреям, которые не имели виз, в получении убежища в Буэнос-Айресе в то время, несмотря на запреты аргентинского правительства. Используя свою популярность, тренер убеждал охранников позволить судам с людьми войти в городской порт.
Его дочь Габриэла Хиршль рассказала JTA на открытии выставки, что одна из евреек, которую он спас позже, стала его подругой, а затем женой – и, в конечном счете, матерью Габриэлы. Есть также истории европейских команд, которые пострадали при нацистах и были вынуждены восстанавливаться после войны, такие как мюнхенская «Бавария» и дортмундская «Боруссия» в Германии, «Аякс» в Голландии и «Австрия Вена» в Вене. Некоторые известные примеры: президент «Баварии», Курт Ландауэр и тренер Ричард Кон, были вынуждены уйти в отставку, потому что они были евреями. И игрок «Аякса», Эдди Хаммель, помог клубу выиграть несколько чемпионатов, прежде чем он был депортирован в Аушвиц в 1943 году.
Экспозиция также рассматривает команды с другой стороны: например, “Шальке-04” был взят под крыло Гитлера и в 1930-х годах участвовал в нескольких чемпионатах Германии. Одна из панелей иллюстрирует, как нацисты создали футбольную лигу в Терезиенштадте, чтобы обмануть Красный Крест, создав иллюзию нормальной жизни в концлагере. Нацисты организовывали матчи, собирали толпы и фотографировали, все в пропагандистских целях. Есть также трагические истории многих игроков, таких как Юлий Хирш, первый еврей из сборной Германии. Он сражался за Германию в Первой мировой войне, но погиб в Аушвице. Маттиас Синделар был неевреем, игроком австрийской сборной, но он отказался играть в Германии после того, как она аннексировала территорию Австрии и заставила ее игроков войти в сборную Германии в 1938 году. Шесть месяцев спустя Синделар был найден мертвым в своей квартире. Антони Лико, который играл за клуб «Висла» в Кракове, присоединился к польскому Сопротивлению и сражался в его рядах, но был схвачен, а затем убит в Аушвице.
Выставка является детищем еврейского аргентинского спортивного писателя Леонардо Альбаджари, который интересуется Холокостом с момента, когда он в 13-летнем возрасте прочел «Дневник Анны Франк». Исследователи Густаво Асмус, Гильермо Ибарра и Герман Ройтбарг помогли ему в этом. «Мы хотим распространить среди любителей футбола историю, которую редко рассказывают в Аргентине, и расширять знания о событиях, которые произошли во время нацизма, и о его прямых последствиях, которые привели к Шоа», – сказал Альбаджари JTA.
Открывали выставку президент клуба «Ривер Плейт» Родольфо Д’Онофрио и президент Музея Шоа в Буэнос-Айресе, Марсело Миндлин. Часть выставки будет представлена в музее, когда его отремонтированные здания будут открыты в следующем году.