Новости

Вспоминая тревожную историю «Volkswagen»

8 апреля, 17:00 История
Поделиться

19 марта 2019 года мировые СМИ сообщили, что исполнительный директор «Volkswagen» (VW) Герберт Дисс извинился за использование нацистского лозунга для описания важности увеличения прибыли компании, сообщает «The Algemeiner».

На мероприятии компании Дисс использовал фразу «Ebit macht frei», которая перекликается с изречением «Arbeit Macht Frei», что означает «Работа освобождает». Этим лозунгом, как известно, были «украшены» ворота лагеря смерти Аушвиц. Ebit — это часто используемое сокращение, обозначающее прибыль до уплаты процентов и налогов. В своем заявлении Дисс подчеркнул, что сожалеет о том, что он назвал «определенно неудачным выбором слов». И сказал, что он «просто не подумал о возможности» того, что эти фразы будут перекликаться друг с другом.

Генеральный директор «Volkswagen» также признал «особую ответственность своей компании за связи с Третьим рейхом». «Volkswagen» был основан в 1937 году как часть плана Адольфа Гитлера дать немецким семьям возможность купить свой личный автомобиль. 26 мая 1938 года нацистские сановники собрались возле Фаллерслебена на севере Германии, чтобы заложить фундамент завода «Volkswagen». Присутствовал и Гитлер, предсказавший, что этот «Volkswagen», первоначально известный как «Kraft-durch-Freude-Wagen», или «KdF-Wagen», будет «символом национал – социалистического народного сообщества».

Во время Второй мировой войны фирма из Вольфсбурга производила автомобили для немецкой армии, используя более 15000 принудительных работников из близлежащих концентрационных лагерей. Один инженер завода VW поехал в Аушвиц и лично отобрал 300 квалифицированных слесарей из числа венгерских евреев в 1944 году. Кроме того, 650 евреек были переведены для сборки боеприпасов. Официальные отношения между нацистскими концентрационными лагерями и «Volkswagen» были закреплены, когда завод в Фаллерслебене официально стал филиалом концентрационного лагеря Нойенгамме.

Хотя выражение «Arbeit Macht Frei» популяризировалось нацистами, оно было придумано лингвистом, этнологом и писателем 19 века Лоренцем Дифенбахом. Надпись появилась в концентрационном лагере Дахау, созданном Генрихом Гиммлером в 1933 году для использования рабского труда инакомыслящих, а позже стала частью обмана нацистов с целью сокрытия реальных целей концентрационных лагерей и лагерей смерти. Самые печально известные ворота лагеря, на которых был написан этот лозунг, были в Аушвице.

Когда мы подумали, что «Volkswagen» и связанные с ним бренды «Porsche», «Audi» и другие извлекли уроки из этой истории, автопроизводитель снова сделал нечто глубоко оскорбительное, использовав традицию первоапрельского розыгрыша. 31 марта пресса критиковала то, что было объявлено новым рекламным слоганом компании: «Вольтсваген» («VOLTSWAGEN»). Фактически, это была уловка, чтобы привлечь внимание к электромобилю, который компания в настоящее время продает в Соединенных Штатах, непродуманный маркетинговый ход в преддверии «Дня дурака».

В сентябре 2015 года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) направило «Volkswagen Group» уведомление о нарушении Закона о чистом воздухе. Агентство обнаружило, что «Volkswagen» намеренно запрограммировал дизельные двигатели с турбонаддувом и прямым впрыском (TDI) для активации контроля за выбросами только во время лабораторных испытаний выбросов, что привело к тому, что выбросы транспортных средств соответствовали стандартам США во время нормативных испытаний, в то время как они выделяли до 40 раз больше загрязняющих веществ при обычном вождении. «Volkswagen» установил это программное обеспечение примерно на 11 миллионах автомобилей по всему миру, в том числе в 500000 в США, в период с 2009 по 2015 год. Регулирующие органы во многих странах начали расследование в отношении «Volkswagen», а его акции за несколько дней упали в цене на треть.

Генеральный директор «Volkswagen Group» Мартин Винтеркорн подал в отставку, а глава отдела развития бренда Хайнц-Якоб Нойссер, глава отдела исследований и разработок Audi Ульрих Хакенберг и глава отдела исследований и разработок Porsche Вольфганг Хац были уволены. Многие упускают из виду иронию, заключающуюся в том, что отравление воздуха дизельным топливом имеет глубокие корни в прошлом, когда – во время Второй мировой войны и Холокоста – квалифицированные инженеры нацистской Германии разработали и широко использовали мобильные газовые фургоны в качестве метода истребления для пациентов психиатрических больниц, евреев, поляков, ромов и заключенных в оккупированных Польше, Беларуси, Югославии, Советском Союзе и других регионах оккупированной немцами Европы.

Хотя общественность ожидает постоянного технического совершенства от «Volkswagen», «Porsche», «Audi» и других брендов компании, вполне разумно ожидать некоторой степени приличия и чуткости, когда дело касается благородства. 31 марта «Slate» опубликовал статью под заголовком: «О чем думал «Volkswagen» со своим розыгрышем про «Вольтсваген»? Сбивающий с толку рекламный ход напоминает общественности о ненадежности автопроизводителя». В статье, написанной Шоном О’Кейном, говорится: «Различные аккаунты «Volkswagen» в социальных сетях 6 апреля продолжали пропагандировать ложь. Аккаунт @VW в «Твиттере» разместил изображение поддельного логотипа «Вольтсвагена» и написал: «66 лет – необычный возраст для смены имени». Это намек на возраст американской дочерней компании, а не более крупной «Volkswagen Group», которая была основана в 1930-х годах до того, как стала частью нацистской военной машины. «Volkswagen of America» так прямолинейно представил изменение названия как реальное, что об этом сообщили «Associated Press», BBC и десятки других агентств, включая «The Verge». Даже фирма с Уолл-стрит «Wedbush» опубликовала заметку об изменении.

Опытные пиарщики, работающие от имени компании, несомненно, попытаются скрыть этот последний инцидент. 1 апреля «The Wall Street Journal» сообщила, что исполнительный директор дочерней компании «Volkswagen A» в США заявил, что берет на себя личную ответственность за розыгрыш. Но это все еще оставляет неприятный привкус во рту миллионов людей, которые, услышав названия «Volkswagen», «Porsche» или «Audi» (ранее «Auto Union») – неотъемлемые части нацистской машины смерти Адольфа Гитлера, – снова вынуждены вспомнить об очень неприятной странице истории компании. Мир все еще живо помнит обугленные тела изможденных рабов, висящие на электрифицированных заборах из колючей проволоки в Аушвице, и бесчисленные ужасающие военные преступления, которым помогала и совершала компания на службе Третьего рейха.

Для компании может быть хорошей идеей провести честный самоанализ, не обращая внимания только на техническое совершенство, но, возможно, пытаясь изменить и устранить все еще сохраняющуюся культуру лжи, обмана и плохого отношения с целью извлечения прибыли. Вызывать в памяти преступления и зверства Второй мировой войны в непродуманной и дешевой маркетинговой уловке с целью продажи автомобилей – не очень умный бизнес для компании, которая так высоко себя ценит. И особенно для компании, на руках которой столько крови и страданий невинных».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции