Новости

«Все клише на столе»: в немецком ток-шоу «Евреи в пятницу вечером» юмор используется для ознакомления немцев с еврейской культурой

13 августа 2021, 12:00 Германия
Поделиться

«Jude, Jude, Jude einfach nur ein Wort». Звучит в начале вступительной рэп – темы немецкого ток-шоу «Freitagnacht Jewish» («Евреи в пятницу вечером»), спонсируемой государством программы, направленной на расширение понимание немецким обществом евреев и вопросов еврейской идентичности, пишет JTA.

Рэп переходит в другие резкие строки, такие как «Antisemitismus ist in Deutschland Sport» («Антисемитизм — это спорт в Германии»), а затем переходит в рефрен «Jude, Jude, Jude». В начале каждого выпуска зрители видят ведущего шоу, актера – еврея Даниэля Донского, на кухне. Он занят приготовлением для своих гостей традиционных еврейских блюд, таких как латкес и борщ, или марокканское рыбное блюдо храйме, которое его научил готовить Шани Лейдерман, владелец израильского ресторана «Beba» в Берлине. Далее идет представление гостей выпуска.

До сих пор к Донскому за его круглым столом присоединились такие фигуры, как Хелен Браун, которая готова стать самым молодым и первым открытым ЛГБТ-раввином в истории Германии, и Саша Хаимович, главный редактор «Zeit-Magazin» (престижного журнала популярной газеты «Zeit»), отец которого еврей, а мать — уроженка Тринидада и Тобаго. «Мы говорили с Сашей о том, что значит быть чернокожим и евреем в стране, где нет Ленни Кравица, где не существует репера Дрейка», – заявил Донской. Хотя некоторые части американского общества гораздо лучше знакомы с основами еврейской культуры, юмора и истории – в немалой степени благодаря постоянно растущему списку телешоу и фильмов с еврейскими персонажами – еврейское представительство в немецких СМИ в значительной степени ограничено фильмами о Холокосте, что глубоко связывает общественное восприятие евреев с трагедией или Израилем.

В этом контексте «Евреи в пятницу вечером» – радикальная и амбициозная программа. Недавно она завершила свой первый сезон из восьми выпусков, и, хотя второй сезон еще не объявлен, зрители могут посмотреть первый онлайн (на немецком языке). Шоу – лишь одна из многих инициатив правительства Германии, связанных со спонсируемым в течение года празднованием 1700-летия еврейской жизни в Германии – программой, проведение которой на фоне волны антисемитизма, охватившей страну, раскритиковали некоторые местные евреи.

Шоу в равной степени непочтительное и искреннее. В первом выпуске ​​Донской открыто шутил со своими гостями, писательницей Мирной Функ и актрисой Сьюзан Сидеропулос, о концепции шоу – они называют это «еврейское порно» – и с юмором принимают еврейские стереотипы о деньгах. Во время обсуждения приглашений, которые получают известные немецкие евреи для участия в некоторых из мероприятий, посвященных празднованию 1700-летия, Функ пошутила, что она счастлива участвовать за деньги. «Давай выложим все клише на стол!» заявила на это Сидеропулос.

Такой вид прямого юмора обычно доставляет немцам дискомфорт, но это один из основных элементов еврейства, которое, по словам Донского, он хочет выделить. Он отметил, что этот вид комедии никогда не был для него проблемой, пока он жил в Лондоне, где он играл в спектакле «Плохие евреи» в Вест-Энде. 31-летний мужчина, который родился в Москве, а в подростковом возрасте жил в Израиле, теперь делит свое время между Лондоном и Германией, где он появляется в английских и немецких телешоу. Он один из тысяч беженцев из СССР, которые составляют значительную часть современной еврейской общины Германии – и у которых совершенно иная культура, чем у местных немецких евреев, переживших Холокост.

«Можете ли вы представить себе в Германии спектакль «Die Schlechten Juden» («Плохие евреи») в Немецком театре в Берлине?» спросил он JTA. «Это не сработало бы. И это печально, потому что это означает, что нам отказывают в части нашего юмора».

Шоу завершается разделом «Спроси еврея», предлагая зрителям – неевреям возможность задать вопросы. Вопросы варьируются от обсуждения присутствия полиции перед еврейскими учреждениями до того, является ли иудаизм религией, национальностью или и тем, и другим. (На самом деле это история, – отвечает Макс Чоллек, берлинский писатель и поэт, появившийся в одном из выпусков.) Один зритель спросил Донского о том, что он думает об обрезании, а именно о своем собственном. Смеясь, Донской рассказал, что ему сделали обрезание на столе в гостиной в доме его бабушки, на том же столе, за которым он ужинает с ней по сей день. Затем Чоллек спрашивает, не та ли бабушка готовит хороший борщ, который они ели в начале серии, шутя, что в нем, вероятно, нет крови христианских детей. «Это кровь крайней плоти, – отвечает Донской, – она ​​делает суп по-настоящему острым».

Юмор может понравиться еврейской аудитории, но есть и явные отсылки к нееврейской аудитории – всплывающие окна на экране объясняют, что Ханука — это еврейский праздник света, и что «l’chaim» означает «За жизни», когда гости чокаются бокалами. Донской согласен с тем, что странность изображения евреев в немецких СМИ заключается в том, что еврейство по-прежнему связано с травмирующим наследием Холокоста.

В первом эпизоде ​​он упоминает исследование, в котором показаны первые четыре термина, которые вспоминают немцы, когда слышат слово «еврей»: «Холокост», «антисемитизм», «Гитлер» и «Израиль/Палестина». Как утверждает Донской, именно так зарождается немецкий антисемитизм; любой, кто идентифицирует себя как еврея, сразу же привязывается к «негативным» темам. «Антисемит необязательно должен быть человеком, который говорит: «Я ненавижу евреев». Антисемитизм начинается в тот момент, когда вы по-другому думаете о человеке», – заявил он. «Дело не в том, что человек вас ненавидит. А в том, что человек связывает с вами только негативные темы в тот момент, когда узнает, что вы еврей».

Донской общался с JTA в перерывах между съемками двух проектов, один из которых называется «Faking H.» о скандале в СМИ 1983 года, когда западногерманский журнал купил дневники Адольфа Гитлера за 3,7 миллиона долларов. Позже выяснилось, что дневники – подделка. После краткого объяснения о том, что такое JTA, Донской смеется и говорит: «Вот как евреи контролируют средства массовой информации». На фоне немецкой истории еврейские программы, ориентированные на неевреев – либо исключительно, либо в тандеме с евреями,- все еще являются примечательными событиями.

Недавняя программа Центрального совета евреев Германии «Познакомься с евреем», в которой немецкие евреи рассказывали свои истории неевреям, обычно в классе, вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые отмечали миссию по увеличению взаимодействия евреев и неевреев; другие полагали, что инициатива, которая сама по себе является развитием более ранней программы «Арендуй еврея», выставляла евреев напоказ перед немцами в их интересах. Он напомнил о более ранней, скандальной выставке под названием «Вся правда», устроенной Еврейским музеем Берлина в 2013 году. Выставка включала табличку с надписью «Есть ли еще евреи в Германии?» и еврея, который каждый день, кроме субботы, два часа отвечал на вопросы.

Реакция еврейской аудитории и немецкой прессы на «Евреев в пятницу вечером» была в основном положительной. «Во-первых, здорово, что по немецкому телевидению показывают шоу, в котором евреи не играют роль жертв», – заявила Ребекка Роговски, 24-летняя активистка и студентка изучающая иудаику. С этим соглашается Семра Кизилкая, 28-летняя лингвист и активистка, ведущая еврейско-мусульманский диалог. «Мне нравится новая перспектива в дискурсе, который он задает о том, чтобы быть евреем в Германии сегодня. И множество мнений, которые он демонстрирует даже по самым основным вопросам», – заметила она. «В то же время это один из немногих форматов общественного телевидения, где группа меньшинств устанавливает свою собственную повестку дня, заявляет о своем собственном голосе, и на этот раз другие слушают».

Но Роговски также чувствует, что шоу подтвердило определенные штампы о евреях – например, идею «два еврея, три мнения», – не предлагая четких и продуктивных разговоров о них. «Все постоянно перебивали друг друга, и зрителям было трудно следить за происходящим», – говорит она. Она также не была в восторге от того, как Донской воспринял разговор о «еврейском порно» как культурный вуайеризм – он отметил, что это термин реально применяется при классификации порнографии. Тем не менее 72% из 54 человек, ответивших на опрос, который она разместила в своем аккаунте в «Инстаграме», заявили, что в целом шоу понравилось им.

Кубра Далкилич, 25-летняя исламский теолог и научный сотрудник «Forum Dialog» в Берлине, говорит, что ей нравится шоу и она ценит его рассказы о еврейской жизни и кухне. Она добавила, что понимает гостей шоу, когда они обсуждают свое общее отвращение к тому, что их сводят к еврейству. «Это то, что я определенно могу понять, как мусульманка», – говорит она. Роговски надеется, что «Евреи в пятницу вечером» продолжат развиваться, показывая немцам, что евреи веселятся. И что «хотя у нас есть коллективная травма, мы не позволяем ей определять нас». Она хочет, чтобы шоу рекламировало плюралистические ценности, лежащие в основе ее еврейства. И Донской явно поддерживает ее взгляды. «Если у вас есть голос, вам нужно его использовать», – говорит Донской. «Я как человек выступаю за плюралистический образ жизни. Мультикультурализм — это то, что я действительно пропагандирую и в чем я живу».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции