Визит принца Уильяма в Иерусалим заставляет вспомнить о его уникальной прабабке
Когда принц Уильям закончит свой исторический королевский визит по Ближнему Востоку посещением священного города Иерусалима, он не только рискнет попасть в эпицентр мировой религии и региональной политики, но также, как ни странно, в давно забытую главу его собственной семейной истории.
28 июня принц приедет к могиле своей прабабушки принцессы Алисы Баттенбергской и Греческой, одного из самых необычных персонажей истории королевской семьи, чье последнее желание состояло в том, чтобы ее останки были захоронены в склепе под русской православной церковью в восточном Иерусалиме. Глухая правнучка королевы Виктории прожила скромную жизнь, боролась с психическими заболеваниями и увидела, что трое ее дочерей вышли замуж за известных сторонников нацистов, прежде чем стать монахиней. Но свекровь королевы Елизаветы II особенно восхваляется в Израиле за то, что она защищала преследуемых евреев во время Холокоста.
Визит в еврейское государство принца, первого официального представителя британской королевской семьи, пролил свет на малоизвестную сторону его родословной. Посещая мемориал Холокоста Яд Вашем, он с гордостью отметил, что его прабабушка была признана Праведницей народов мира, высшая награда Израиля предоставляемая не евреям, которые рисковали жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста. Принцесса Алиса спрятала трех членов семьи Коэн в своем дворце в Афинах во время нацистской оккупации Греции во Второй мировой войне. Яд Вашем сказал, что она узнала обо всем, что им было нужно», и даже посещала их в их укрытии, проводя много часов в их компании». Однажды она использовала свою глухоту, чтобы убедить офицеров гестапо, что она их не понимает, и не может позволить им обыскать ее собственность.
Благодаря этим и другим усилиям семья Коэн выжила и сегодня живет во Франции. Во время встречи с премьер-министром Беньямином Нетаньяху принц Уильям познакомился с некоторыми из потомков семьи. «Мы все обязаны своим существованием мужеству принцессы Алисы», – сказал 31-летний Филипп Коэн, «Принц Уильям очень гордился тем, что его прабабушка спасла всю нашу семью».
Глава о Холокосте была лишь частью исключительной биографии, которая включала периоды изгнания, нервный срыв, последующее пребывание в санатории и различные добрые дела для тех, кто была менее удачлив, сказал Хьюго Викерс, историк королевской семьи, который написал книгу о ней. Место ее окончательного упокоения также необычно. Хотя она умерла в Букингемском дворце в 1969 году и первоначально была похоронена в королевском склепе в Виндзорском замке, ее останки в 1988 году были перенесены в златокупольную церковь Святой Марии Магдалины над Гефсиманским садом на Масличной горе на востоке Иерусалим. Княгиня Алиса попросила похоронить ее рядом с тетей и образцом для подражания, Великой княгиней Елизаветой, святой Русской Православной Церкви, которая также основала монастырь и помогала бедным, прежде чем она была убита после русской революции. «Я рад, что принц Уильям узнал об этой замечательной фигуре, потому что она действительно продемонстрировала лучшие качества принцессы, которая должна заботиться о своем народе в трудные времена», – сказал Викерс о принцессе Алисе. «У нее не было денег, и она чуть не умерла от голода во время Второй Мировой Войны. Именно она должна стать святой».
Родившаяся глухой в Виндзорском замке в присутствии королевы Виктории, принцесса Алиса была воспитана в Англии, Германии и на Мальте. Она вышла замуж за греческого принца Андрея, с которым у нее было пять детей, включая ее единственного сына Филиппа, будущего герцога Эдинбургского и супруга королевы Елизаветы II. Позднее она была изгнана, когда греческая королевская семья была свергнута. Еще до того, как у нее была диагностирована параноидальная шизофрения, она начала создавать благотворительные организации для греческих беженцев. Позже она основала сестринский орден греческих православных монахинь, по образцу великой княгини Елизаветы. Во время войны ее сын служил в Королевском флоте, в то время как ее немецкие зятья сражались за нацистов, пока она прятала евреев.
В 1994 году, посетив Яд Вашем, принц Филипп посадил там дерево в честь его матери и посетил ее могилу. Его старший сын Чарльз, принц Уэльский и наследник престола, позже совершил аналогичный визит. «Я подозреваю, что ей никогда не приходило в голову, что ее действие было каким-то особенным», – сказал принц Филипп в своем посещении. «Она была человеком с глубокой верой, и она считала это полностью нормальным человеческим действием в отношении окружающих людей, терпящих бедствие». Виккерс сказал, что принцесса Алиса была довольно скромной и, вероятно, была бы встревожена тем, что он сделал ее историю публичной. Но он сказал, что чувствовал обязанность рассказать о жизни этого красочного персонажа, которая была «одета как монахиня и курила как дымоход», и чья инвалидность и борьба могли сделать ее более чувствительной к нуждающимся. «Я думаю, что принц Уильям может увидеть в ней определенные качества, которые были у его матери», – добавил Викерс. «Она также хорошо ладила с бедными и больными, старыми и молодыми».