В Киеве не будет памятного знака в честь «дела Бейлиса»
Украинский сайт «Заборона» опубликовал репортаж о проекте памятного знака в Киеве, посвященного «делу Бейлиса». В репортаже отмечалось, что в конце 2019 года украинская организация «Урбан Кураторы», которая специализируется на развитии общественных пространств, объявила конкурс на разработку проекта памятного знака.
Спонсором конкурса выступил гендиректор кондитерской фабрики «Roshen», принадлежащей экс-президенту Украины Петру Порошенко, Вячеслав Москалевский. Победительницей конкурса стала Аня Звягинцева, участница художественной группы «Худрада». Она предложила создать памятный знак в форме автобусной остановки напротив здания Печерского суда, где теперь находится главное управления Нацполиции. Остановка, по мнению Звягинцевой, должна была быть оснащена элементами судебной клетки, куда помещают подозреваемых во время слушаний. Она также предложила разместить на остановке-памятнике стенд с информацией о деталях «дела Бейлиса» и, почему-то, о ромских погромах, которые за последние два года происходили в Киеве минимум трижды (при этом не очень понятно, какое отношение страдания ромов имеют к «делу Бейлиса»).
Однако, мэрия Киева не приняла идею об остановке-памятнике. Во многом это было вызвано тем, что за остановки в Киеве отвечает коммунальное предприятие «Киевпастранс», а нести ответственность за состояние памятника представители предприятия не захотели. 24 февраля 2020 года «Киевпастранс» прислал в офис Москалевского короткое письмо: «Коммунальное предприятие на ваше предложение замены павильона ожидания с установлением на новой конструкции памятного знака с информацией о деле М.Бейлиса возражает исполнению таких работ».
В репортаже «Забороны» также отмечалось, что могила Андрея Ющинского на Лукояновском мемориальном кладбище-заповеднике почитается некоторыми радикальными православными как могила «отрока-мученика», хотя ни одна из православных церквей не признает его святым. К сожалению, текст статьи, написанный «главным редактором» «Забороны» Катериной Сергацкой, содержал ряд ошибок. Так, упомянув в самом начале про дело Дрейфуса, журналистка ошибочно заявила, что Дрейфус «провел в тюрьме 12 лет», в то время как он провел там пять лет. Она же заявила, что Бейлиса «два года пытали в тюрьме».
Заявлялось, что принятое членами антисемитской организации «Союз русского народа» (СРН) на совещании в Киеве 15 апреля 1911 года решение об активизации мероприятий по обвинению евреев в убийстве Ющинского», подразумевало проведение погромов (на деле речь шла об усилении давления на чиновников с целью «правильного» расследования убийства Ющинского).
Сергацкая также написала о том, что «даже черносотенцы, указавшие следствию на Бейлиса, засомневались в его виновности и обвинили полицию в коррумпированности и непрофессионализме», спутав членов СРН и еще одной националистической организации «Двуглавый орел», активно выступавших за осуждение Бейлиса, и правого националиста Василия Шульгина (Шульгин изначально выступал против судебного процесса, хотя по некоторым поздним свидетельствам, был убежден в виновности Бейлиса).