В Иерусалиме автор удостоенного наград романа «Нетаньяху» заявил, что настоящая мишень романа — это Трамп
В романе «Нетаньяху», получившем на этой неделе Пулитцеровскую премию за художественную литературу, рассказывается очень забавная история о знаменитой израильской семье, которая разворачивается более чем за полвека до того, как один из нее стал премьер-министром, пробывшим в свой должности дольше всех остальных, пишет журналист «Associated Press» Йосеф Краусс.
Но 41-летний автор книги Джошуа Коэн говорит, что роман посвящен идентичности и антилиберализму, отцам и детям, автократам и политике как развлечению — и что он имел в виду другого недавно отправленного в отставку лидера, когда писал его. «Я хотел написать что-то о том, каково было жить во времена Трампа», — рассказал он «Associated Press» в интервью в Иерусалиме.
Бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху, как и бывший президент Дональд Трамп, «происходит из семьи, которая, по сути, превратилась в семью из реалити-шоу», — заявил Коэн. «Мы жили в их шоу. И поэтому я подумал, что если я посмотрю на истоки реалити-шоу этой авторитарной фигуры, как оно развивалось в другой стране, то можно было бы сказать некоторые вещи о либерализме и о том, что значит быть свободным и свободно мыслить в культуре, где вас бомбардируют этим зрелищем».
Коэн приехал из Нью-Йорка в надежде провести спокойную недельку в преддверии Международного фестиваля писателей в Иерусалиме. Его отдых был прерван поздно вечером 9 мая известием о том, что он выиграл премию. Роман основан на реальном визите Бенциона Нетаньяху, историка – медиевиста и отца бывшего премьер-министра, в Соединенные Штаты примерно в 1960 году. История, на которой основан роман, была рассказана Коэну выдающимся литературным критиком Гарольдом Блумом, который принимал у себя реальных Нетаньяху. Нетаньяху «пришел на собеседование и лекцию со своей женой и тремя детьми на буксире и начал устраивать там бардак», — пишет Коэн в примечании автора. В подзаголовке книги серия событий упоминается как «незначительный и, в конечном счете, даже ничтожно малый эпизод в истории очень известной семьи».
Биньямин Нетаньяху был в то время маленьким мальчиком и является второстепенным персонажем романа, в котором основное внимание уделяется Бенциону и рассказчику, вымышленному профессору американской истории по имени Рубен Блюм. В романе Нетаньяху изображены грубыми и дерзкими людьми, которые врываются в тихую жизнь семьи Блюм в причудливом университетском городке. Предположение заведующего кафедрой, насквозь нееврейского происхождения, о том, что Блюм — единственный еврей на факультете — поладит с Бенционом, оказывается поразительно необоснованным. Офер Голан, пресс-секретарь настоящей семьи Нетаньяху, отказался комментировать книгу.
Бенцион, уважаемый, хотя и неоднозначный историк испанской инквизиции, умерший в 2012 году в возрасте 102 лет, придерживался мрачного мировоззрения, в соответствии с которым евреи постоянно находятся под угрозой нового Холокоста, и их лучшая надежда — сильное в военном отношении и бескомпромиссное еврейское государство. Но в первые десятилетия существования Израиля он был вне политики и трудился в безвестности в американских университетах, вместо этого возлагая надежды на своих сыновей. «Именно в этих отношениях отца и сына создаются эти авторитарные личности», — заметил Коэн, сравнивая Нетаньяху-старшего с Фредом Трампом, застройщиком и отцом бывшего президента.
Старший сын Бенциона, Йонатан, погиб во время рейда спецназа в аэропорту Энтеббе в Уганде в 1976 году, когда более 100 заложников – евреев были спасены от палестинских угонщиков. Йонатан прославляется как один из величайших героев войны Израиля. Биньямин, который впервые был избран премьер-министром в 1996 году как стойкий противник мирного процесса с палестинцами, вернулся в свой офис в 2009 году и стал премьер-министром, пробывшим на своем посту дольше всех в истории Израиля. Его долгое правление закончилось в прошлом году, но он надеется вернуться, даже несмотря на то, что его судят за коррупцию. Нетаньяху был близким союзником президента Трампа и подражал его стилю правления. Он представил себя единственным лидером, способным вести Израиль в опасные времена, назвал критическое освещение его действий в СМИ «фейковыми новостями» и обвинил правоохранительные органы в ведении против него «охоты на ведьм».
Как и в случае с Трампом, его правление привело к резкому расколу страны между сторонниками, которые считают его почти мессией, и противниками, которые видят в нем коррумпированного фашиста, угрожающего основам демократии. «Они в некотором роде талисманы, ненавистные талисманы, и меня возмущала вездесущность этой саги, на которую я не подписывался», — заметил Коэн. «Я хотел взять некоторые из его способностей проецирования и использовать их в своих целях». В процессе Коэн также противопоставляет еврейско-американский опыт ассимиляции в мультикультурной нации, несмотря на определенный уровень антисемитизма, и национализм израильских правых, который олицетворяет Бенцион. И который в настоящее время является доминирующим направлением в израильской политике.
Аншель Пфеффер, автор биографии Биньямина Нетаньяху и обозреватель израильской газеты «Haaretz», говорит, что в романе отражены две отдельные истории еврейского успеха, которые «противоречат и опровергают друг друга». «Внезапно, после 2000 лет изгнания и преследований, евреи стали историей успеха, но не с одним успехом», — написал он в колонке прошлой осенью. «Американские евреи, наконец, доказывали, что в стране свободных нет нужды в еврейской родине, а израильские евреи доказывали, что только на своей родине евреи могут быть по-настоящему свободными».
Роман приобретает все большую актуальность в то время, когда две крупнейших в мире еврейские общины — в Соединенных Штатах и Израиле — похоже, расходятся. За последние два десятилетия Израиль сдвинулся вправо, и сейчас в нем доминируют националистические партии, выступающие против создания палестинского государства, даже несмотря на то, что американские евреи все больше расходятся с ними во мнениях по поводу конфликта. В религиозных делах в Израиле долгое время доминируют ультраортодоксы, которые отказываются признавать более либеральные направления иудаизма, которых придерживается большинство американских евреев.
Коэн заявил, что он осознает «пробелы и разрывы повсюду» — между взглядами его поколения на Израиль и взглядами его родителей, а также между американскими и израильскими евреями. Но он избегает обсуждать свою собственную политику и идентичность, кроме того, что говорит, что получил религиозное еврейское воспитание в Соединенных Штатах и провел много времени в Израиле. «Я писатель. Это другая национальность, другая идентичность, другая религия», — заметил он. Что касается его отношений с Израилем, он говорит, что исходит из еврейской традиции, в которой острая сатира является «актом любви». «Книга действительно была написана как комедия», — сказал он. «Для меня это политика».