В фильме ужасов «Заклятие Абизу» еврейский демон бродит по хасидскому Бруклину
Британский режиссер Оливер Парк не еврей, но он глубоко ценит еврейские корни жанра ужасов, которые повлияли на его работу над «Заклятием Абизу», его полнометражным фильмом – дебютом о древнем демоне, действие которого происходит в хасидском анклаве в Бруклине, пишет журналист JTA Стивен Сильвер.
«Еврейские страшилки существуют уже тысячи лет, — заявил Парк JTA. «Все эти фантастические и богатые истории исходят из этого еврейского пространства». Он указывает, что первая франшиза фильма ужасов была сосредоточена на еврейском монстре Големе и была снята в 1910-х годах, за много лет до «Носферату», известного немого фильма о вампирах 1922 года. Легенда о Големе, которая, как говорят, возникла в Праге 16-го века, считается источником вдохновения для «Франкенштейна».
«Будучи пожизненным фанатом ужастиков, я всегда хотел попасть в еврейское пространство», — заметил Парк. Демон в «Заклятии» известен как Абизу. «Она очень, очень старый и древний демон. Насколько нам известно, она могла быть самой Лилит», — рассказал Парк, имея в виду дух тьмы и сексуальности, встречающийся в библейских и талмудических текстах.
В фильме, который вышел в прокат в пятницу (13-го числа), молодой человек (Ник Блад) приводит свою беременную невесту-нееврейку (Эмили Уайзман) на встречу со своим давно живущим отдельно отцом (Аллан Кордунер), хасидом, который работает в похоронном бюро и морге в Бруклине. Вскрываются и пересматриваются давно запрятанные противоречия, а также есть несколько диалогов на идиш.
Сценарист и продюсер Хэнк Хоффман — сын раввина, знакомый с каббалой, еврейской мистической традицией. Главный продюсер Джонатан «Йони» Юнгер также имеет еврейское происхождение. Хоффман какое-то время в юности работал в морге. «У них обоих сразу же мозги просто взорвались идеями», — заявил Парк. Фильм создавался около шести лет. Он назвал это «проектом страсти и во многом их детищем».
«Заклятие» было снято в начале 2021 года, когда Болгария заменила Бруклин, и производство удалось продолжить во время особенно неприятного этапа пандемии. Парк назвал сценарий «настолько богатым персонажами, настолько богатым ужасом, мифологией и ритуалами, оккультизмом и эзотерикой, и все это внутри этой прекрасной еврейской общины». В последние годы наблюдается бум на фильмы ужасов на еврейскую тематику.
Темой «Бдения» 2020 года стала шемира, или еврейский ритуал наблюдения за мертвым телом. «Нерожденный» — это фильм ужасов на тему диббука, который вышел в 2009 году с Гэри Олдманом в роли раввина, а в 2021 году в Индии на хинди был снят фильм под названием «Диббук». Это был ремейк фильма 2017 года под названием «Эзра», который был снят на малаялам, индийском языке, и его главным героем был индийский еврей.
«Я так взволнован тем, что за последние 30 или около того лет они медленно просочились обратно. И теперь мы видим их все больше и больше», — заметил Парк о фильмах ужасов на еврейскую тематику. «Поэтому я очень надеюсь, что есть еще много страшных и тревожных историй, вдохновленных еврейским фольклором». У ведущего актера Ника Блада может быть идеальное имя для фильма ужасов — «Я думаю, что однажды мне суждено сыграть Дракулу», — заявил он, — но он назвал себя не особенным энтузиастом этого жанра. Однако он заметил JTA, что страсть режиссера и сценаристов к этому сразу же убедила меня» сняться в фильме. Блад рассказал, что у него было несколько сеансов «Zoom» с учителем идиша в Нью-Йорке, который помог ему правильно подобрать слова и произношение. Некоторые из заклинаний и заклятий, использованных в фильме, были написаны на арамейском языке, с которым знаком Хоффман.
«Заклятие», премьера которого состоялась на фестивалях в прошлом году, принадлежит компании «Millennium Films», основанной израильско-американским продюсером Ави Лернером. Кордунер, сыгравший отца, был воспитан евреем, как и актер Пол Кэй (сыгравший Тороса из Мира в «Игре престолов»), актер Даниэль Бен-Зеноу и несколько актеров второго плана в фильме. Парк и Блад оба рассказали, что на «Заклятие» оказал большое влияние «Серьезный человек» братьев Коэн, и не только из-за сцены, в которой отрывок из каббалы появляется внутри мертвого тела — очень похоже на отрывок на иврите выгравированном на зубах пациента в очень еврейском фильме Коэнов. В начальной сцене «Серьезного человека» возможный диббук появляется в местечке 19 века. «Из этого фильма было почерпнуто огромное количество вдохновения», — заметил Пак.