Новости

Украинский город вспоминает убитых евреев в годовщину Холокоста

4 сентября 2018, 11:00 Холокост
Поделиться

Украинский город Львов, когда-то крупный центр еврейской жизни в Восточной Европе, вспоминает 75-летие уничтожения еврейского населения города нацистской Германией и чтит тех, кто сегодня работает, чтобы сохранить то, что возможно из исчезнувшего мира.

Городские власти почитали получателей во время церемонии 2 сентября 75 скульптурными стеклянными ключами, созданными американским художником по образцу старого металлического ключа от синагоги, который она нашла на львовском рынке. Поминовения, в том числе концерты среди руин синагог, происходят на фоне более масштабной попытки возродить подавленные воспоминания, о евреях, которые когда-то были неотъемлемой частью жизни в регионе. «Не дай Бог, чтобы нашему городу когда-то выпало такое несчастье», – сказал на церемонии мэр Львова Андрей Садовой. «Сегодня мы не можем даже на мгновение представить боль, унижение и горе, которые пережили тысячи львовян в прошлом веке».

Ирина Мацевко, заместитель директора Центра истории городов Восточной Европы и один из организаторов, сказала, что впервые западноукраинский город признал эти усилия столь масштабным образом. Она сказала, что это происходит среди растущего осознания украинским обществом необходимости помнить евреев, которые были уничтожены нацистскими силами, что в некоторых случаях происходило с участием местных жителей. Новые усилия включают курсы еврейской истории в университетах, новые исследования молодых украинских ученых и местных учителей и других добровольцев, которым раньше уделялось мало внимания. Добровольцы также работают над восстановлением еврейских надгробий, которые использовались для прокладки дорог и возвращения их на кладбища. «Это часть процесса возрождения памяти о еврейском наследии. Конечно, этот процесс идет медленно. Я хочу, чтобы это было быстрее, но за последние 10 лет мы видели, как еврейское наследие возвращается в сознание людей, и проводится много мероприятий», – сказала Мацевко.

До Второй мировой войны Львов и его окрестности принадлежали Польше. Это была третья по величине еврейская община в довоенной Польше после Варшавы и Лодзи. До Первой мировой войны Львов и его окрестности были частью Восточной Галиции – региона Австро-Венгерской империи, а город назывался его немецким именем Лемберг. В июне 1941 года Германия напала на Советский Союз, своего бывшего союзника. Когда немецкие войска вошли в город, они и их украинские помощники уничтожили евреев в городе и деревнях. Занимая этот район, немцы убивали евреев в гетто, лагере смерти Белжец и лагере принудительного труда Яновский, который был окончательно уничтожен в 1943 году, годовщина чего отмечалась 2 сентября.

Из примерно 150 000 еврейского населения выжил только 1 процент. В послевоенные годы, когда Украина находилась в составе Советского Союза, воспоминания об убитых евреях стали исчезать. Историк Омер Бартов назвал этот район «землей памяти и забвения, сосуществования и стирания, больших надежд и безумных иллюзий». Работа по восстановлению памяти ведется, в то время, когда Украина оказалась погрязшей в кризисе и конфликте после присоединения Россией принадлежавшего Украине Крымского полуострова и поддерживаемого Россией восстания на востоке. После нападения на Украину национализм растет, а некоторые восхваляют аффилированные с нацистами формирования, которые сражались против Советской Армии во Второй мировой войне. В какой степени это привело к усилению антисемитизма, вопрос спорный, но некоторые из тех, кто работает на местах на западе Украины, считают, что уровень реального антисемитизма преувеличен российской пропагандой.

Стеклянные ключи- это работа художницы из Нью-Мексико Рейчел Стивенс, которая нашла ржавый ключ от синагоги на уличном рынке во Львове в феврале, ища остатки еврейской культуры в Восточной Галиции в рамках исследовательского проекта. Она воспроизвела их в стекле, которое в еврейской традиции «олицетворяет хрупкость жизни», сказала она, объяснив, что «стеклянные ключи синагоги стали для меня осязаемым способом выразить горе о прошлом и надежду на будущее».« Идея этого произведения кажется мне почти мистической», – сказала Стивенс.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции