У человека, который видел почти все фильмы о Холокосте, есть некоторые выводы об этом виде кино
О Холокосте снято не менее 440 фильмов, и Рич Браунштейн видел практически каждый из них, пишет JTA.
Будучи лектором по кино о Холокосте в международной школе Яд Вашем, Браунштейн лично и профессионально заинтересован в просмотре и каталогизации стольких изображений страданий евреев. «Работа с просвещением о Холокосте сродни работе с онкологией в том смысле потому, что вы должны отбросить свои личные чувства», — говорит он.
Браунштейн опубликовал «Все кино о Холокосте», исчерпывающий путеводитель по постоянно расширяющемуся кинематографу о периоде Холокоста. Книга, поступившая в продажу в сентябре, содержит статистические данные о содержании фильмов, эссе об их методах, описания и краткие обзоры, а также информацию для преподавателей, желающих использовать фильмы о Холокосте в своих учебных программах. Документальные фильмы не включены, но есть снятые для телевидения фильмы и мини-сериалы продолжительностью менее трех часов. Браунштейн говорит, что видел «все фильмы, которые можно было посмотреть» (за исключением незаконченных, таких как «День, когда клоун плакал» Джерри Льюиса).
В книге он открыто высказывает свое мнение о наиболее популярных фильмах этого жанра, включая «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна» и «Кролик Джоджо» – и поклонникам этих фильмов может не понравиться то, что он говорит.
Браунштейн родился в Портленде, штат Орегон, и не всегда занимался столь мрачными темами. До переезда в Израиль в 2003 году он работал продюсером у легенды еврейской комедии Дэвида Цукера («Самолет!») и создателей «Южного парка» Мэтта Стоуна и Трея Паркера (Стоун — еврей), даже появившись в эпизоде в фильме «Бейскетбол» 1998 года до того, как основал собственную компанию по титрованию видео. Он говорит, что у него нет родственников, пострадавших во время Холокоста, и он впервые заинтересовался этой темой после прочтения романа Леона Юриса «Суд королевской скамьи». Браунштейн рассказал JTA у о годах, которые он провел, наблюдая за реконструкциями Холокоста, о том, что в его книге квалифицируется как «фильм о Холокосте», и о том, как общество и преподаватели должны подходить к этому жанру.
Он рассказал, что начал коллекционировать фильмы, когда ему было 20 лет. «Все это время я вел базу данных, и в созданной мной базе я отделял еврейские фильмы и фильмы о Холокосте от других. Так что я всегда был настроен на это». Браунштейн подчеркнул, что его боле глубокое погружение в тему началось посл разговора с двоюродной сестрой, которая училась на курсах «Молодая Иудея», где в качестве еврейского кино показывали комедии (в итоге он стал вести курс по фильмам о Холокосте) программы конференции в Яд Вашем, одной из тем которой было, использование документального фильма «Шоа» в классе. «Я позвонил режиссеру, которого не знал, и сказал: «Я думаю, что это самая глупая вещь, которую я когда-либо слышал, — что вы могли бы рассмотреть возможность использования 10-часового документального фильма в классе. Школьники просто заснут. Безрассудно проводить симпозиум, на котором вы поддерживаете людей, использующих «Шоа» при обучении». И он заметил: «Похоже, ты знаешь, что делаешь, поэтому мы испытаем тебя на занятиях». И его аннотация находится на обратной стороне моей книги», — рассказал он.
Браунштейн также подчеркнул, что фильмов о Холокосте не так много, как можно подумать. «Я думаю, что, например, в общем количестве фильмов о Второй мировой войне это ничтожная доля. Мы просто знаем о фильмах о Холокосте, потому что 25% всех американских фильмов о «Холокосте» были номинированы на премию Оскар. А с 1960 по 2015 год каждые два года одним из лучших фильмов на иностранном языке, номинированных на «Оскар», был фильм о Холокосте…. Они просто очень … хорошо продаются, и у нас есть сильное желание, особенно в первую очередь в еврейской общине, чтобы эта история была рассказана должным образом», подчеркнул он. Заметив, что по его мнению процент хороших фильмов о Холокосте намного больше, чем процент хороших фильмов, не связанных с Холокостом.
«Я думаю, что, если я рекомендую в своей книге 50 фильмов о Холокосте из 450, это означает, что я рекомендую 11% фильмов о Холокосте. Я не мог бы порекомендовать 11% фильмов, не связанных с Холокостом», — заявил Браунштейн.
Он разделил фильмы на четыре категории — фильмы о жертвах, о Праведниках народов мира, о выживших и о преступниках. «А потом у меня возникла небольшая проблема с этой общей теорией из-за «Выбор Софи» и «Бесславных ублюдков», которые не попадают ни в одну из этих категорий, но явно относятся к фильмам о Холокосте, поэтому я добавил другую или косвенную категорию», — отметил эксперт.
При этом он не считает фильмами о Холокосте такие фильмы как «Похититель книг» (фильм 2013 года о молодой девушке из нацистской Германии, которая крадет книги, чтобы поделиться с беженцем-евреем) и «Звуки музыки» (знаменитый мюзикл 1965 года о богатой семье в довоенной Австрии, в котором несколько персонажей — нацисты), но относит к ним фильмы «Гарольд и Мод» и «Люди Икс», замечая в последнем случае, что у вас нет «Людей Икс» без страданий Магнето в первые три минуты в Аушвице. Мутанты — это метафора евреев времен Холокоста, а не скрытая метафора. Магнето сносит ворота Аушвица! Конечно, это фильм о Холокосте».
С другой стороны, Браунштейн считает плохими фильмами о Холокосте все фильмы, где с его точки зрения, происходит «очеловечивание» нацистов — относя к ним «Чтеца», «Мальчика в полосатой пижаме», и даже «Список Шиндлера». «Оскар Шиндлер был отвратительным, отвратительным, ужасным человеком, в то время как первые пять с половиной миллионов евреев были убиты. Ему было все равно; он участвовал. А потом у него внезапно появилась совесть, и он стал нормальным человеком. Он не стал хорошим человеком», — отметил он. Позже он также отметил неправдоподобность сцены, когда евреев водили в душ «двойного назначения», в котором действительно была вода, заявив, что подобная сцена «разрушает достоверность фильма».
Браунштейн также подчеркнул, что не может порекомендовать ни одного фильма о Холокосте, который когда-либо выходил в Канаде и был снят канадцем.
Отвечая на вопрос, можно ли использовать фильмы о Холокосте в образовательных учреждениях, эксперт отметил, что фильм должен быть дополнением к урокам. «Если вы рассказываете о Холокосте, используя фильмы о Холокосте, вам следует переосмыслить свои методы преподавания, потому что они не являются началом просвещения о Холокосте. Они — это окончание подобного образования. Итак, если вы хотите рассказать о том, что произошло в Биркенау, вы можете, если ваши ученики достаточно взрослые, достаточно зрелые, вы можете показать «Серую зону». Но не раньше, чем вы потратите недели, объясняя, что это за место и его историю.
Вы можете рассказать о Ванзейской конференции и показать фильм «Заговор» телевизионный фильм 2001 года о планировании «окончательного решения» – замечательный фильм с Кеннетом Браной и Стэнли Туччи. Это один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел. Но если вы не понимаете, о чем они говорят, это пустая трата времени», — заявил Браунштейн. «Когда я сажусь за фильм, Холокост или что-то еще, я самый оптимистичный человек в мире. Я хочу, чтобы фильм имел успех. Я верю во все, что смотрю, пока они не заставят меня не верить в это. И даже тогда я сижу и пытаюсь найти причину, по которой этот фильм может мне понравится», — заключил он.