Новости

Кто может сыграть еврея?

17 октября, 10:00 Кино
Поделиться

Когда она рассказывала о своей главной роли в необычайно еврейском сериале «Amazon Prime» «Удивительная миссис Мейзел», актрисе Рэйчел Броснахэн снова и снова задавали один и тот же вопрос: вы еврейка? – пишет «The Times of Israel».

Ответ — решительное «нет», но Броснахэн храбро отвечала на этот вопрос, неоднократно отмечая, что она, выросшая в преимущественно еврейском пригороде Чикаго, была буквально окутана еврейской культурой. Когда в 2017 году состоялась премьера сериала, было лишь немного шума по поводу отсутствия у Броснахэн, звезды одного из, пожалуй, самых еврейских сериалов, когда-либо появлявшихся на телеэкране, еврейских корней. Мириам «Мидж» Мейзел не просто еврейка по происхождению; она шутит про Йом-Кипур и летний отдых в Катскилльских горах и сплетничает на скамьях в синагогах.

Но за последние несколько недель и месяцев многие снова заговорили о еврейском представительстве в Голливуде – в то время, когда еврейские истории и персонажи становятся более заметными на экране, чем когда-либо. Многие указывают на то, что, хотя кастинг-директора становятся все более и более осторожными, чтобы не ошибиться с ролями представителей меньшинств — касающиеся не только расы, но и инвалидности, сексуальной ориентации и многого другого, — персонажей-евреев по-прежнему регулярно, если не преимущественно, играют неевреи. И так было практически всегда. «Если вам интересна эта тема. И я думаю, что она имеет значение для еврейской общины — тогда могу сказать, что разговор об этом никогда не прекращался», — заявила «The Times of Israel» Марина Саваль, младший редактор располагающегося в Лос-Анджелесе журнала «Variey». «Люди, которым это небезразлично, не перестают говорить об этом. И я не думаю, что мы перестанем это делать».

Последний всплеск обсуждения этой темы был вызван новостью о том, что Кэтрин Хан сыграет легендарного комика Джоан Риверс в грядущем мини-сериале «Шоутайм». Но эта практика банальна и уже давно используется: Хелен Миррен сыграла Голду Меир в предстоящем фильме, Фелисити Джонс сыграла Рут Бадер-Гинзбург в «По признаку пола», Венди МакЛендон-Кови сыграла Беверли Голдберг в «Голдбергах». Значительная часть актерского состава еврейских сериалов, таких как «Охотники», «Заговор против Америки» и «Прозрачный», не имеют еврейского происхождения. Один из немногих персонажей, которого не сыграл Сет Роген в буквально пропитанном евреями и «соленом» фильме «Американский огурчик», играет нееврейка Сара Снук.

Хотя этот вопрос обсуждается в течение некоторого времени, в последние недели разговоры достигли нового пика. Два самых известных голоса, выступающих против этого явления, — это комики Сара Сильверман и Дэвид Бэддиэль, живущие по разные стороны океана. Сильверман, у которой только в «Твиттере» более 12 миллионов подписчиков, недвусмысленно подтвердила ранее в этом месяце, что она размышляет об этой теме. Сегодня, когда «важность представительства рассматривается как столь значимая, насущная и центральная, почему наша представленность постоянно нарушается, даже сегодня, в самой гуще событий?» – спросила Сильверман. «Можно, например, возразить, что нееврей, правильно играющий Джоан Риверс, будет делать то, что на самом деле называется «еврейское лицо»». «Я думаю, что игра есть игра, и я понимаю, что вся эта политика идентичности раздражает», — добавила Сильверман, комик и актриса, сестра которой живет в Израиле. «Мне нравится смотреть, как актер играет персонажа, который сильно отличается от того, кем он является, — но прямо сейчас представленность имеет чертовски важное значение. Так что, наконец, это должно иметь значение и для евреев».

В дискуссии есть нюанс: могут ли играть еврейских персонажей только евреи? Разве актерская игра — это не профессия, основанная на том, чтобы изображать кого-то, кроме себя? А где проходит черта? Могут ли актеры-евреи больше не играть персонажей-невреев? Тони Шальхуб, ливанец-христианин, сыгравший еврея Эйба Вайсмана в «Удивительной миссис Мейзел», выступил против недавних протестов. «Я всегда чувствую, что мы актеры», — заявил Шальхуб газете «New York Post» на прошлой неделе. «Нас учили — по крайней мере, меня — не играть себя, играть персонажей. И поэтому меня беспокоит, что они ограничивают актеров». Шальхуб добавил, что, если «мы начнем идти по этой дороге, я не знаю, где она закончится. Неужели люди, которые являются членами мафии, будут расстроены тем, что люди, которые на самом деле не совершали таких преступлений, играют их роли?»

Бэддиэль, в недавней книге которого «Евреи не в счет», рассматривает этот вопрос как один из многих случаев, когда, по его мнению, дискриминация евреев игнорируется или сводится к минимуму, в отличие от других меньшинств, — заявил, что комментаторы вроде Шальхуба упускают суть. «Ни я, ни Сара Сильверман не думаем ни о чем другом, кроме того, что мы должны позволять актерам действовать», — заявил Бэддиэль в недавнем интервью с «The Times of Israel». «В идеальном мире каждый мог бы играть кого угодно. В мире, где мы живем, становится все больше и больше случаев, когда роли меньшинств должны исполняться актерами из этого меньшинства … Итак, если евреи каким-то образом освобождены от этой обязанности, вы должны спросить, почему? И ответ: потому что евреи не в счет».

Но вопрос далеко не черно-белый даже среди тех, кто внимательно следит за ним и изучает его. Хелен Майерс, профессор Юго-Западного университета и автор недавней книги «Евреи, снятые в кино: американская традиция», заявила, что она неоднозначно относится к выбору неевреев на роль евреев. «Беспокойство о том, кто кого играет, усиливается тем фактом, что антисемитизм и невосприимчивость к еврейским вопросам стали частью новой нормы поведения», — заявила Майерс в интервью «The Times of Israel». Но, добавила она, «с другой стороны, если роли и сюжетные линии основаны на глубоких еврейских знаниях и евреи вовлечены в творческий процесс, меня меньше беспокоит личность актеров». Она также предостерегла от проведения параллелей с отрицательной реакцией на кастинг других ролей представителей меньшинств. «Белые евреи исторически снимали фильмы, хотя зачастую и в недружелюбном к евреям контексте», — заметила Майерс. «Это означает, что мы одновременно являемся инсайдерами и аутсайдерами в отрасли. Это важно помнить при сравнении с медиаисториями других групп».

Но Саваль отвергает любые попытки включить такой нарратив в дискуссию. «Никто не говорит, что евреи не получают работу в Голливуде», — заметила Саваль. «Дело в том, что евреям не дают ролей видных деятелей-евреев. Мы постоянно видим, как это происходит». Она также отметила, что евреи исторически занимали видные роли в американской киноиндустрии, потому что в большинстве случаев им не разрешалось участвовать в других сферах американской жизни, поскольку они были евреями.

По ее словам, преобладания евреев на влиятельных постах в Голливуде «не мешало евреям не играть роли знаковых еврейских фигур», и лишь усугубляет проблему и «необязательно является продуктивным». Комментируя свой подкаст, Сильверман отметила, что конечно, за камерами стоит много евреев, особенно сценаристов и продюсеров. Но она предположила, что есть «стыд и ненависть к себе», которые играют роль в историях, которые они рассказывают, и в их выборе актеров. «Я думаю, что слишком часто сценаристы-евреи не хотят видеть себя отраженными в искусстве не такими, какими они видят себя. Вместо этого они хотят идеала».

Многие из тех, кто наиболее активно высказывается по этому поводу, отмечали, что часто речь идет о тех ролях, в которых иудаизм и еврейская идентичность персонажей являются центральными и ключевыми для роли. «Это люди, для которых их иудаизм сыграл очень специфическую роль в их профессиональной и личной жизни», — заявила Саваль, которая писала об этом в журнале «Variety» еще в июне, ссылаясь на Гэри Олдмана, который использовал антисемитские клише, сыгравшего Германа Манкевича в фильме «Манк», трех актрис-неевреек сыгравших Бетти Фридан, Беллу Абзуг и Глорию Стайнем в фильме Хулу «Миссис Америка» и Томасин Маккензи, сыгравшую в фильме о Холокосте «Кролик Джоджо» прячущуюся девочку-еврейку. Баддиэл предположил, что, когда дело доходит до выбора меньшинств на роли персонажей из числа меньшинств, проблема часто не столько в точности, сколько в «уважении».

«Это блестяще резюмировала глухая актриса Марли Мэтлин, которая недавно заметила: «Глухота — это не костюм», — подчеркнул Бэддиэль. «Истинная живая реальность глухоты может быть изображена только глухим человеком, в противном случае это всего лишь впечатление, и впечатление может легко превратиться в то, что может казаться насмешкой. Таким образом, следует задать вопрос: если глухота — это не костюм, то почему еврейство?»

Многие выдвинули дискуссию на передний план в средствах массовой информации. Актриса и новая ведущая «Jeopardy!» Маим Бялик, одна из самых видных еврейских фигур в Голливуде, отказалась дать «The Times of Israel» комментарий по этому поводу, но поделилась недавними комментариями Сильверман по этому поводу в сообщении в «Фейсбуке». «Я говорю это уже много лет», — написала Бялик. «Нам нужно поговорить об этом. Спасибо, Сара». Этот вопрос был также предметом недавней популярной статьи в журнале «Time» исполнительного редактора журнала «Lilith» Сары Зельцер, которая предположила, что идея позволить реальной еврейской актрисе интерпретировать роль еврейки раздвигает культурные границы, о которых мы не подозревали.

В недавнем выпуске подкаста «Все включено» Фрэн Дрешер, которая написала сценарий и снялась в «Няне» в роли героини-еверейки Фрэн Файн, рассказала, что она боролась, чтобы роль оставалась еврейской и была адаптирована к ее опыту. «Персонаж всегда был описан как еврейский, потому что он был создан для меня», — заявила Дрешер в подкасте «Все включено» с Джеем Рудерманом. Но CBS попросили сменить «персонажа на итальянку, а не на еврейку», — рассказала она. «Я действительно уперлась и сказала: «Мне очень жаль, но у Фрэн Файн, должен быть, еврейский характер. Я не итальянка, и мы не можем писать по-итальянски с тем богатством специфики, которое является нашей разновидностью комедии».

Саваль заметила, что недавняя дискуссия вокруг этого вопроса вселяет в нее осторожный оптимизм в отношении того, что к нему относятся более серьезно. «Я думаю, что тот факт, что люди продолжают повышать осведомленность об этом… Я думаю, что люди начинают прислушиваться», — заявила она. «Я не думаю, что мы еще заметили системные изменения. Но тот факт, что этот разговор начался и люди начинают уделять больше внимания, — я буду рассматривать это как, надеюсь, положительный знак». Бэддиэль заявил, что они с Сильверман обсуждали этот вопрос в течение некоторого времени, и он рад видеть, что он набирает обороты. «Я собираюсь взять на себя небольшую долю ответственности за радикализацию Сары Сильверман в вопросе еврейской идентичности», — заметил Бэддиэль. «Я думаю, что из-за того, что она откровенно говорила об этом, вопрос о том, как распределяются роли евреев, стал обсуждаться. И это здорово… Изменится ли что-нибудь, я не знаю. Я думаю, что мы находимся в процессе этого».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции