Трагедия, объединяет всех: в Дубоссарах скорбят по жертвам массового расстрела фашистами
В сентябре 1941-го Дубоссары окрасились в красный цвет. В городе начались массовые расстрелы евреев фашистскими оккупантами. Из года в год горожане несут цветы к мемориалу «Жертвам фашизма», чтобы почтить память убитых и замученных бесчеловечным фашистским режимом.
После оккупации Дубоссар захватчиками в городе было организованно два гетто. Первое занимало улицы 25 Октября и Кирова, где до войны компактно проживало еврейское население. Сюда же были согнаны евреи из окрестных сел. На территории табачного ферментационного завода также был организован лагерь, в который поместили евреев из Кишинева, Тирасполя, Рыбницы, Григориополя, Балты, Котовска. В августе 1941 г. в город прибыл немецкий карательный отряд СС во главе с фельдфебелем В. Келлером.
В сентябре 1941 года он распорядился выкопать множество ям в 16 метров длиной и 4 метра глубиной. Для этих работ в принудительном порядке использовались жители окрестных сел и узники-евреи из лагеря. Было объявлено, что ямы якобы нужны для хранения картофеля. Для убедительности даже была привезена солома. Однако уже утром 12 сентября открылась страшная правда. Первая партия жертв Холокоста насчитывала 2 500 человек. Узников гетто расстреливали группами по 20−30 человек. Ни детей, ни женщин фашистские палачи не щадили. Более того, они даже подходили к своей работе с «юмором и душой». Так, грудных детей матери должны были держать на вытянутых руках в профиль, чтобы эсэсовцы могли потренироваться в меткости, стараясь одной пулей попасть и в ребенка, и в мать. Однако, получая от «работы» «духовное» удовлетворение, палачи с присущей им немецкой щепетильностью не забывали и о материальной стороне вопроса. Перед расстрелом узников обыскивали, отбирали все украшения и ценные вещи. Движимые алчностью каратели даже вырывали золотые зубы у своих жертв, причиняя им дополнительные страдания перед смертью. За 16 дней в Дубоссарах было уничтожено около 18 тысяч человек. В центральной части города, где до войны проживали 4 586 человек, после расстрела евреев осталось всего 1 720.
Всего же, по разным оценкам историков, в Приднестровье в годы оккупации было уничтожено от 54 до 90 тысяч человек.