Торонто готовится отметить 90-летие беспорядков в Кристи Питтс
В этом месяце Торонто сделает паузу, чтобы отметить 90-ю годовщину одного из худших эпизодов этнического насилия в Канаде – беспорядков в Кристи Питтс, пишет журналистка “National Post” Беатрис Сильва. На бейсбольном матче 16 августа 1933 года болельщики команды “St. Peters” демонстрировали свастики и выкрикивали антисемитские оскорбления в адрес еврейских членов конкурирующей команды “Harbord Playground”.
Болельщики “Harbord”, в том числе многие евреи и итальянцы, решили дать отпор. Последовавшие беспорядки продолжались около шести часов по всему району, собрав около 10000 участников; погибших не было, но были пострадавшие. “Мы пытаемся почтить память тех молодых евреев Торонто и молодых итальянцев Торонто, собравшихся вместе, чтобы сказать “нет” сторонникам нацизма, которые всегда пытались напасть на новых иммигрантов. Итак, вот почему мы считаем важным отметить этот день”, – заявил пресс-секретарь муниципалитета Торонто Майк Колл, который проведет мероприятие в парке Кристи Питтс, ныне приятном зеленом месте рядом с Блур-стрит. Запланированы памятный бейсбольный матч, выступление Общества клезмеров Торонто, а также традиционная европейско-еврейская и итальянская музыка, угощения и мероприятия для семей и детей.
По словам исполнительного директора Еврейского архива Онтарио (OJA) и Музея Холокоста в Торонто Дары Соломон, мероприятие подчеркнет союз между еврейской и итальянской общинами и повысит осведомленность об опасностях разжигания ненависти. “Учитывая (нынешнюю) атмосферу растущего антисемитизма, действительно важно напомнить людям об этом историческом событии, о том, что в законопослушном обществе такие вещи могут произойти, если вы дадите ненависти волю”, – заявила Соломон. Колле заметил, что это событие лично важно для него, поскольку он вырос в районе с большим еврейским и итальянским присутствием. “Это имеет для меня большое личное значение… (У меня) очень теплые воспоминания о моих еврейских соседях, и я продолжаю делать все, что в моих силах, чтобы уважать и чтить их”, – заявил он.
Сопродюсер интерактивной пьесы о беспорядках Дрю Карнуот заявил, что это был момент сопротивления, в котором еврейская и итальянская общины объединились против предрассудков. “Вы не можете отвести взгляд, потому что то, что произошло, так ужасно. И все же в этом есть элемент надежды, что может показаться немного безумным. Я говорю это потому, что в ту ночь еврейская община встала и сказала: “Хватит, хватит, мы больше не будем подвергаться насилию и преследованиям””, – заметил он. Пьеса была впервые поставлена для учащихся старших классов в Торонто в этом году, и сейчас отправляется в турне по школам провинции Онтарио, в то время как ее сопродюсеры планируют представить ее широкой публике следующим летом.
Идея исторического театрального действа принадлежит Джозефу Розенталю, отцу одного из сопродюсеров, режиссеров и сценаристов шоу Сэма Розенталя. Для младшего Розенталя воспоминание о беспорядках важно как часть наследия. “Мой отец только что скончался. Похоже, ему нужно было опубликовать эту последнюю историю. И он это сделал. И он сказал: “Напиши эту историю””, – рассказал Розенталь. “Действительно важно, чтобы те из нас, у кого была семья, или бабушки с дедушками, или друзья, которых мы знали, чьи родственники были вовлечены в это, чтобы мы помнили их, и чтобы мы сделали это ежегодным праздником борьбы с нетерпимостью”.
Беспорядки вспыхнули в атмосфере антисемитизма в Торонто с плакатами, гласящими, что евреям здесь не рады, правилами, исключающими евреев из клубов, и часто антисемитской прессой. Антисемитские организации возникли после прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии в 1933 году, включая “Клуб Свастики”, члены которого носили значки со свастикой и запугивали евреев. Соломон говорит, что антисемитизм по-прежнему является проблемой в Торонто. “Евреи, хотя они составляют менее 4% населения Торонто, определенно являются самой главной жертвой преступлений на почве ненависти”. В 2021 году на еврейскую общину пришлось 56 из 75 зарегистрированных преступлений на почве ненависти.