Том Уотсон, британский лейборист № 2 и главный борец против антисемитизма в партии, подал в отставку
Лейбористская партия Великобритании была потрясена поздно вечером 6 ноября отставкой заместителя лидера Тома Уотсона, у которого были давние противоречия с лидером партии Джереми Корбином из-за таких вопросов, как «Брексит» и борьба с безудержным ростом антисемитизма в партии.
В письме Корбину Уотсон сказал, что он не старается, сохранить свое место среди лидеров в следующем месяце. Он настаивал на том, что его причины для отставки были «личными, а не политическими» и что он хочет «начать другую жизнь». Уотсон опубликовал свое письмо в виде твита и сказал, что все еще будет агитировать за некоторых кандидатов от Лейбористской партии на выборах. «Я как никогда предан лейборизму. Я проведу эти выборы в борьбе за блестящих кандидатов от лейбористов и за лучшее будущее для нашей страны», – написал он.
Однако его отставка может символизировать конец длительной битвы за идентичность Лейбористской партии между такими умеренными, как Уотсон, и жестко левой фракцией Корбина. Уотсон был видным сторонником проведения второго референдума по «Брекситу» и призывал лейбористов провести кампанию за то, чтобы Британия оставалась в ЕС при любом исходе голосования. Корбин и многие его союзники неохотно приняли эту позицию, отчасти из-за опасений, что это оттолкнет тех избирателей – лейбористов, которые поддержали «Брексит» на референдуме в июне 2016 года.
Уотсон также был главным критиком работы лейбористов с продолжающимся кризисом на почве антисемитизма, утверждая, что партия стала убежищем для антисемитов. Эти обвинения значительно усилились с тех пор, как Корбин – сам обвиняемый в антисемитизме, в том числе некоторыми из членов парламента от его собственной партии, – завоевал лидерство в 2015 году, когда многие давние сторонники лейбористов ушли из партии или призывали его уйти в отставку. Совет депутатов британских евреев обвинил Корбина в поощрении антисемитской риторики, а иногда — и в ее использовании, хотя он оспаривает это утверждение.
Уотсон также резко отличается от Корбина своим отношением к Израилю. В то время как лидер партии является стойким критиком еврейского государства, Уотсон является членом организации «Лейбористские друзья Израиля». В прошлом году на фоне сандала из-за первоначального отказа Лейбористской партии принять полное определение антисемитизма Международного альянса в память о Холокосте (IHRA), Уотсон сказал, что партия рискует погрузиться в «вечный позор», если она не согласиться принять полное определением антисемитизма. «Это один из тех моментов, когда нам приходится долго и пристально смотреть на себя, отстаивать то, что правильно, и представлять партию как способную руководить нацией – или исчезать в водовороте вечного позора и конфуза», – сказал тогда Уотсон «The Observer», воскресному выпуску «Guardian».
Позиция Уолтсона вызвала длительную кампанию некоторых сторонников Корбина в партии против него, кульминацией которой стала неудавшаяся попытка вытеснить его с позиции № 2 в сентябре. Его отставка также означает, что из партии вышел последний высокопоставленный член «Лейбористских друзей Израиля» после ухода Джоан Райан, неврейки – главы LFI, и отставки в прошлом месяце ветерана Лейбористской партии Великобритании, еврейки-депутата парламента, дамы Луизы Эллман. «Я верю, что Джереми Корбин будет опасен для страны в случае избрания его премьер-министром, и для еврейской общины, но также и для страны», – сказал Эллман «Times», покидая партию после 55 лет членства.
Лидер Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбин заявил 3 ноября, что британским евреям нечего бояться, если его партия победит на предстоящих выборах в декабре, на фоне сообщений СМИ о том, что многие члены еврейской общины планируют покинуть страну, если он придет к власти. Комментарии Корбина, который был обвинен в неспособности справиться с массовым ростом антисемитизма в своей партии, последовали после того, как «Еврейское рабочее движение» заявило, что оно будет призывать голосовать только за нескольких кандидатов в депутаты от лейбористов. «Антисемитизм и расизм — это зло в нашем обществе. Я делал все, чтобы противостоять этому всю свою жизнь, и всегда буду делать это», – сказал Корбин газете «Guardian». «Мы хотим, чтобы эта страна была безопасной для всех людей. Нападение на синагогу, нападение на мечеть, нападение на церковь – нападение на человека, идущего по улице, потому что он воспринимается как отличающийся от нас – мы просто не можем этого терпеть».
Несмотря на то, что на декабрьских выборах будет доминировать вопрос о «Брексите», многие избиратели-евреи, даже те, кто выступает против обещания консерваторов вывести Великобританию из ЕС, считают, что не могут голосовать за лейбористов. Согласно опросу, опубликованному на прошлой неделе, только 7% британских евреев заявили, что они подумают о поддержке Лейбористской партии. В сентябре прошлого года сообщалось, что почти 40% британских евреев «всерьез задумаются об эмиграции», если Корбин станет премьер-министром. Опрос, проведенный в марте, показал, что 87% евреев считают Корбина антисемитом.
Еврейские организации обвинили Корбина, крайне левого политика, в том, что он допустил массовый всплеск антисемитизма в рядах партии, которая когда-то считалась родным домом британских евреев. С 2015 года, когда Корбин был избран руководителем Лейбористской партии, в партии были зафиксированы тысячи случаев ненависти к евреям. В апреле было установлено, что Корбин написал хвалебное предисловие к книге, в которой утверждается, что евреи контролируют мировые финансовые системы, и описывает их как «людей одной и специфичной расы». Кроме того, террористическая группировка ХАМАС поблагодарила Корбина за его солидарность в признании палестинского траура в связи с 71-й годовщиной образования Государства Израиль.
Лидер лейбористов в прошлом подвергался критике за то, что называл террористические группировки ХАМАС и «Хезболлу» «друзьями», когда приглашал их членов на парламентскую встречу в 2009 году. Позднее он преуменьшил значение этой фразы и сказал, что сожалеет об использовании этого термина. В прошлом году выяснилось, что в 2014 году Корбин присутствовал на церемонии, на которой чествовали террористов, участвовавших в мюнхенской бойне в 1972 году. Позже он сказал: «Я присутствовал, когда был возложен венок, но я не думаю, что я действительно участвовал в этом».